«Что такое Патриотизм? Мужество? Героизм? Все ли могут совершить Подвиг?» — с этих вопросов начался урок «Разговоры о важном» в Ага-Хангильской средней общеобразовательной школе, который проводили сотрудники Агинского национального музея им.Г.Цыбикова в рамках реализации инновационного проекта «К нам приехал музей».
Смелость, бесстрашие, чувство любви к своей стране, гражданская ответственность, собранность, целеустремленность — вот эти черты характера присущи молодым солдатам, стоящим сегодня на страже Отечества, совершающим ежедневный подвиг на полях сражений СВО.
Главная задача у сотрудников музея рассказать школьникам о молодых ребятах, наших земляках, которые так же, как и они, учились в школе, занимались спортом, воспитывали в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости, а потом вставших на защиту своего Отечества. Воспитать у детей чувства патриотизма и гордости за свою страну, а еще благодарности к тем, кто сегодня ее защищает. Такова цель «Разговоров о важном».
Алдар Цыденжапов, Балдан Цыдыпов, Эдуард Норполов, Дашибал Мункожаргалов – вот имена молодых ребят, уроженцев агинской земли, ставших Героями России. О каждом из них рассказала ст.научный сотрудник И.Т.Дондокова, и каждая история сопровождалась показом слайдов, душещипательными видео и ведением диалога с учащимися.
В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через мужество, волю к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются не обязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками, возможно, и рождается тот героический характер человека.
С 2010 года имя 19-летнего матроса Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова каждый день звучит на вечерней поверке перед отбоем на эскадренном миноносце «Быстрый». В ответ – минута молчания от всего экипажа. Молодой парень погиб за два месяца до дембеля. Ценой своей жизни он спас военный корабль и своих сослуживцев!
О матросе Алдар Цыденжапове знают многие школьники, но рассказ о его подвиге, о том, как он бесстрашно шагнул в огонь, спасая военный корабль, вновь и вновь заставляют ребят содрогаться от ужаса и удивления от его смелости… и снова застревает комок в горле.
Рассказ о детстве, об отрочестве и подготовке к воинской службе молодого гвардии лейтенанта Балдан Цыдыпова, показ видеокадров, когда он десятилетним помогал взрослым очищать дорогу для прохождения «гороо» на Алханае, а потом, он уже командир мотострелкового взвода мотострелкового батальона 5-й отдельной гвардейской танковой бригады 36-й общевойсковой армии Восточного военного округа, вместе с друзьями воюет… , а после так стесняясь рассказывает о том, как ему министр обороны России С.Шойгу прикрепил ему на грудь звезду Героя.
Еще один наш земляк – Герой России Эдуард Норполов, родом из с.Цаган-Челутай Могойтуйского района. Он был командиром 1-й роты специального назначения 14-й отдельной гвардейской бригады специального назначения Главного управления Генерального штаба Российской Федерации, гвардии старший лейтенант. Парашютист-инструктор. Кандидат в мастера спорта России по армейскому рукопашному бою, кикбоксингу и военному троеборью. О его короткой, но такой героической жизни были показаны фотокадры из военных архивов…. Школьники украдкой смахивали непрошенные слезы…
«Указом президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, звание героя Российской Федерации присвоено подполковнику Мункожаргалову Дашибалу Цырендоржиевичу». Сухие строки из наградного документа, а за ними — десятки эпизодов на передовой, вся мощь характера героического офицера-десантника. Он идет по ковровой дорожке в Кремле, чеканя шаг. На его синий парадный китель Президент крепит Золотую Звезду, как и положено — выше трех крестообразных орденов Мужества и медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени с мечами. Представляете три «Мужика» (так уважительно бойцы нарекли эту награду) и плюс Золотая Звезда! Один-то орден Мужества заслужить непросто, а тут три (!) и еще высшая степень отличия России!
Знающие грамотного, очень требовательного, сохраняющего жизни своих подчиненных командира Мункожаргалова бойцы утверждают, что он заслужил высшую государственную награду страны. И каждая из этих наград подполковника Мункожаргалова выстрадана: досталась ему, как говорится, потом и кровью.
Героями не рождаются, героем может стать каждый из нас, если будет жить в мире с собой и другими. И необходимо с детства со школьной скамьи воспитывать в себе храбрость, присутствие духа в опасности, преданность и любовь к своему отечеству, своему народу, отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
Очень символично было то, что учащиеся с гордостью показывали уголок своих молодых земляков — ага-хангильцев,отдавших свои жизни на поле боя СВО и парту героя, за которой дают право сидеть только лучшим учащимся школы.
фото парты
Лекцию на тему «О ценности жизни с точки зрения буддизма» рассказал ведущий научный сотрудник музея Б.Д.Дугаржапов. Мы живем в буддийском регионе, и наблюдаем, что в нашей повседневной жизни ощущается нехватка духовно-нравственного воспитания на основе канонов религии. Ведь далеко не каждый может по памяти назвать десять пунктов благих и не благих деяний. Баир Дабаевич рассказывал старшеклассникам, что возрождение веры как основы нравственности является очень важным. Много людей уже начали понимать смысл Дхармы (Учения) или пытаются понять. В сутрах говорится о даре человеческого рождения, что невероятно трудно родиться в мире людей, и следует ценить данную нам жизнь. Какие бы трудности ни встретились, какие бы сложные ситуация в жизни не возникали — нужно суметь их пережить…
Сегодня ни в школах, ни в институтах, ни в академиях и университетах не учат ценностям буддизма, других религий, что все живые существа полностью зависимы от кармы. Своей лекцией Баир Дабаевич приобщил детей к основам нравственности, к воспитанию доброты, к вопросу ценности человеческой жизни.
Учащихся средних классов он более глубже ознакомил с буддийским видением мира. О нашем фактическом положении, о важности веры, о ценностях личности верующего и атеиста в сравнении. И благодаря подобным музейным урокам у детей формируются правильные ценности.