В 1979 году фонд Агинского окружного музея пополнился уникальным экспонатом. Учитель Кусочинской средней школы Могойтуйского района, Тимур Ухинович Жалсараин принес в дар музею каменную плиту с древними рисунками. На камне с одной стороны отчетливо видны изображения человека с высоко поднятыми руками и животного в виде оленя с рогами. На другой стороне камня выдолблены два круга правильной формы диаметром 8,5 см и 8 см.
Возможно, краевед Т.У. Жалсараин нашел оленный камень (название древних камней с изображениями).
Оленные камни — массивные отёсанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой. Датируются поздним бронзовым и началом железного века. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии и Китае и других местах. Оленные камни в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений.
В середине 1980-х годов археолог Ю.С.Худяков выявил сопряженность оленных камней с херексурами на территории Монголии и Забайкалья. На основании этого предложил их объединить в рамках одной культуры, назвав её «культурой херексуров и оленных камней».
А.П.Окладников выделяет три основные группы оленных камней: круглые (цилиндрические), прямоугольные и широкие плиты, иногда с кососрезанной вершиной. Н. Н. Диков по стилистическим особенностям изображений оленей выделяет два типа — стелы с реалистическими изображениями и с силуэтными фигурами оленей с клювообразными мордами.
Кроме оленей на камнях встречаются изображения лошадей, солярных знаков, предметов вооружения, тамгообразных знаков, пояса с орнаментами, различные геометрические фигуры и т. д. Олени изображаются в традициях эпохи раннего железного века с ветвистыми, большими, закинутыми назад рогами.
Подготовила Гл.хранитель фондов Батоева Т.С.