Из фондов

«Словесный» портрет Алексея Максимовича Пешкова (Максима Горького) в Агинском музее.

В фондах Агинского национального музея им. Г.Цыбикова хранится портрет известного русского писателя Максима Горького, состоящий из 82 000 букв.

  Алексей Максимович Пешков (Максим Горький) (1868-1936) 

Портрет был передан в дар музею старожилом поселка Агинское Александром Абрамовичем Чистохиным в 1961 году, когда был основан Агинский окружной музей. По рассказу Чистохина и его сестры Аполинарии Перминовой, данный портрет привез  студент университета им. Шанявского в 1910 году, который квартировал у них в доме и прожил около двух лет. Фамилию и имя того студента они не запомнили. Уезжая, оставил портрет в качестве подарка. Портрет в овальной деревянной раме под стеклом, обтянутой плюшем. Все изображение (за исключением лица) составлено из микроскопических букв: автор умудрился переписать на портрете текст рассказа «Мальва», общим объемом около 82 тысяч знаков. Ювелирная работа: буковки такие мелкие, что “прочитать” портрет можно лишь при помощи лупы.

«… Василий повернулся на песке, сел и, прикрыв глаза ладонью, с неудовольствием в сердце стал рассматривать, кто еще там идет?…» отрывок из текста на портрете Горького.

В начале ХХ века в России появились необычные портреты русских писателей. Придумал и организовал производство таких портретов в России издатель С. Б. Хазин. Сведений об этом человеке сохранилось немного. Считается, что родился он (или жил) в селе Ярышеве возле города Могилев-Подольский на Украине, а портреты печатал в Киеве. Для изготовления необычных портретов Хазин выбирал хорошо известные фотографии писателей, и мастер-исполнитель увеличивал их до размера 50х70 см. Лицо на фотографии оставляли нетронутым, а остальную часть изображения — одежду, волосы, детали интерьера — почти полностью смывали. Поверх бледного контура переписывали от руки текст произведений того или иного писателя — в изображения аккуратно вписаны крохотными буковками рассказы и даже целые главы из романов. Неизвестно, сам ли Хазин ретушировал фотографии или кто-то другой, но писателей и их произведения выбирал он сам.

Первым, в 1900 году, появился портрет графа Л. Н. Толстого. Хазин уместил на портрете XIII главу «Крейцеровой сонаты, которая состоит из 4700 знаков.

Следующей работой Хазина стал портрет Горького, изданный в 1903 году. На портрете записан рассказ «Мальва», он состоял уже из 82 000 букв.

На фотографии, сделанной Дмитриевым, Горькому чуть более 30 лет. Он уже издал сборник своих рассказов, написал роман «Фома Гордеев» и пьесу «На дне».

К работе над портретом Чехова Хазин приступил на следующий год после издания портрета Горького. В это время началась публикация полного собрания сочинений Антона Павловича — вышел первый том. Хазин переписал в портрет Чехова четыре рассказа из этого тома: «В бане», «Сирена», «Роман с контрабасом» и «Злой мальчик».

Портреты Толстого и Горького появились еще при жизни писателей. И они, скорее всего, были знакомы с работами Хазина.

Литографию Максима Горького, с текстом из микроскопических букв, можно посмотреть в Агинском национальном музее им.Г.Цыбикова.

Подготовила Т.С. Батоева, главный хранитель фондов

ГУК АНМ

 

 

Администратор | 11.08.2023 | Из фондов
На главную