Эрдэнийн (Эрдынеев) Галсан (1884-1938) — художник-самоучка. Родился в 1884 году в Тургинском сомоне Забайкальской области.
В детстве был отдан в Агинский дацан учеником иконописца, откуда вскоре изгнан с лишением духовного сана за вольную трактовку буддийских канонов живописи.
До 1928 года работал художником в Цугольском дацане. В конце 1920-х был преподавателем рисования в Агинской школе. В 1936 году вступил в колхоз им. В. Бусыгина в селе Кусочи. Работы выполнены акварелью, свинцовым карандашом и тушью собственного изготовления. В них отражена жизнь и быт агинских бурят, их обычаи и верования, повседневные заботы, события новой жизни.
Принимал участие во многих художественных выставках в 1920–1930-х годах.
Представляем вашему вниманию рисунки Галсан Эрдэнеева из фондов Агинского национального музея им. Г.Цыбикова.
АНМ ОФ-176 -«Портрет шэрээтэ Цугольского дацана Санхии ламхай» 9х12 см
АНМ ОФ-177 — «Портрет шэрээтэ Мамба дугана (факультета медицины) Цугольского дацана Шираб Сунуева» 9х13 см
АНМ ОФ-142 — «Портрет Дармаева Базара, бригадира колхоза «Красный Октябрь»» 1933 г. 14х15 см
АНМ ОФ-141 — «Рождение человека» 22х17 см
АНМ ОФ-143 — Натюрморт, 22х14 см
Работал в жанре миниатюры. Сохранилось придание, что однажды на спор художник нарисовал на ногте своего мизинца Агинский дацан во всех подробностях.
Произведения, выполненные Галсаном Эрдынийном в 20-е годы прошлого века, посвящены бытописанию кочевой жизни, вековым традициям, обычаям и обрядам бурятского народа. В их числе – «Бурятский улус», «Буряты кочуют на зимник», «На летней стоянке кочевника бурята», «Перекочевка из зимника в летник», «Улус в степи».
Для этих работ свойственно пасторальное изображение действительности. Тучные стада пасущихся животных, кочующие люди в нарядных одеждах олицетворяют желаемый достаток народа, эпическую красоту и богатство родного края. Выполненные карандашом, тушью и акварелью, эти работы не ярки по цвету и непритязательны по сюжету.
Однако главная их ценность состоит в том, что они этнографически точно воспроизводят особенности национального быта, сохраняя для потомков характерные признаки своего времени. Конкретика многоплановых сцен, переданных с позиций очевидца, делают произведения Г. Эрдынийна исторически достоверными и востребованными в настоящий период как документальные свидетельства прошлого, без уважения к которому, как известно, не бывает будущего нации.
Батоева Т.С.