Бурятская обувь (гутал), хранящаяся в фондах Агинского национального музея им. Г.Цыбикова, представляет собой интересный и значимый артефакт, который отражает культурные традиции и быт бурятского народа.
Обувь традиционно изготавливалась из натуральных материалов, таких как кожа, войлок или мех, что обеспечивало тепло и комфорт в условиях холодного климата. Характерные элементы бурятской обуви – загнутый к верху носок, высокие голенища. Главную роль в данной традиции играет бережное и уважительное отношение к земле. Считается, что загнутый носок у обуви не мог нанести ей ущерба при ходьбе или спрыгивании с лошади. А высокие голенища обуви защищали ноги от снега и холода.
Обувь у бурят имела множество разновидностей. Она отличалась по форме, материалам и украшающим элементам, крою и способу шитья. Многообразие отличий зависело от климатических и территориальных условий. А вот женская обувь, практически не отличалась от мужской.
Луушан гутал (ламская обувь) – орнаментированная обувь с сильно загнутым носком.
Духты (дугты) – из шкур, носили поверх обычной обуви (разновидность обуви, имевшая сходство с калошами).
Ябаган гутал – обувь, сшитая из более тонких материалов для летнего сезона.
Эрмэг гутал (эрмэгтэй гутал) – зимняя и демисезонная обувь из овчины, шкур косули, кожи, с отдельно скроенной подошвой по форме ступни и надподошвенной частью, состоящей из головки и голенища. Подошва, выполненная из стёганого войлока, подшивалась кожей и имела большую толщину. Высокое (до колена) и широкое голенище имело косой срез верха. Головка выкраивалась из двух половинок с шишечкой на носке и плавным по форме стопы срезом верхнего края. Такая обувь была характерна для бурят, монголов, тувинцев, хакасов, алтайцев и забайкальских эвенков.
Помимо вышеперечисленного у бурят имелась такая обувь, как:
– баамхи – вязаная крючком (дэгээ) или иглой (зуун) обувь из конских волос и козьей шерсти;
– тyyрэбшэ – производственная обувь (на покос и охоту) поршневидного типа присаянских бурят;
– тулэпшэ – охотничья обувь из волчьей или козьей шкуры;
– пампаалай – летняя и демисезонная обувь с ноговицами и плетёными голенищами, одевалась поверх сапог;
– дабхаса – зимняя обувь, аналогичная пампаалай из оленьей, косульей, бараньей или телячьей кожи;
Исследователями также упоминаются кожаные сапоги – годоны (годон гутал из лосиных камусов), уледи – обувь с крючковатыми носками, выполненная из кожи, а также ряд другой обуви: пэнни (пени геше), бэрсэ гутал, шархи, иишэгэ гутал, сэмбэ и др. Каждый вид обуви имел свое название в зависимости от вида сырья, из которого она шилась, применения и сезона.
Бурятская обувь выставлена в залах, посвященных бурятской культуре и народным традициям, что позволяет посетителям ознакомиться с историей и значением этого предмета.
Старинная традиционная бурятская обувь из фондов музея является ценным культурным и историческим артефактом, который помогает сохранить память о традициях и быте бурятского народа. Ее изучение способствует пониманию культурного наследия и образа жизни людей, а также вдохновляет новое поколение на уважение к своему наследию.
Батоева Т.С.