Из фондов

Раритетный экспонат музея – бронзовый котел

Случайной находкой оказался старинный котел из бронзы. Уникальный предмет обнаружил  Гарма Мункуев, житель села Судунтуй Агинского района Агинского Бурятского округа в 1967 году, случайно зацепив плугом во время пахоты на своем тракторе. Точного места нахождения котла нам неизвестно. Известно, что найден на территории села Судунтуй.

АНМ ОФ-208. высота тулова с ручкой — 75 см,  Д-52,5 см, высота поддона-15 см

Тяжелый, массивный котел (весом 69 кг) состоит из трех частей: поддона, сферического тела и рукоятки. Тулово котла яйцевидной формы, образовано двумя отдельно отлитыми полосами. Внутренняя и внешняя поверхность корпуса грубая, имеет рубцы, вмятины и множественные затеки и заусенцы. Кромка венчика незначительно уплощена, из нее выделен валик невысокого рельефа, слегка отогнутый наружу. Дно широкое, утолщенное, округлой формы. Поддон полый, кольцевой, усеченно-конической формы, припаян к днищу туловища. Ручки котла отлиты отдельно в форме арок, в сечении круглые, декорированы в центральной части стержневидным выступом с грибовидным навершием. Местами на тулове котла имеется засохшая глина, под которой явно заметны черные слои копоти.

Бронзовые котлы использовались в хозяйстве, для приготовления пищи, которая готовилась просто — котел устанавливали в очаг и обкладывали раскаленными камнями. Повару необходимо было лишь поддерживать огонь — тогда все стенки котла подогревались сильно и равномерно. В котел помещали мясо, которое составляло 90% рациона кочевника. Сверху котел либо также закладывали раскаленными камнями, либо запечатывали глиной. Именно таким образом, под воздействием высокой температуры, в собственном соку готовилась пища. Металлическая крышка не применялась. Для кочевников данный вариант приготовления пищи был идеальным.

Интересно то, что данная технология приготовления мяса в собственном соку сохранилась и в наши дни. Только вместо бронзового котла используется чугунный казан. Стало хорошей традицией проводить ежегодный гастрономический фестиваль-конкурс «Хорхог, агинская баранина на камнях» на территории Агинского Бурятского округа.

Массивные котлы почти никогда не входили в погребальный обряд по ряду причин:
— предмет эксплуатировался очень большой семьей, а потому не был личным предметом обихода;
— предмет по технике изготовления был очень трудоемким, сплав был очень дорогостоящим.
Часть изделий в последующем переплавлялась и потому не сохранилась. Единичные находки обнаруживаются случайно. Котел идеальной сохранности – явление уникальное. Известно, что в конце II тысячелетия до н.э. — первой половине I тысячелетия н.э. в Южном Забайкалье жили племена, создавшие так называемую культуру плиточных могил. Имя этого некогда могущественного народа до сих пор неизвестно. По характеру погребального обряда (обычаю ставить над захоронением оградку из крупных каменных плит) носителей данной культуры историки называют «плиточниками». Территория расселения «плиточников» была широка: от Байкала на севере до предгорий Нань-Шаня и от Хингана на Востоке до предгорий Алтая на западе.

Вначале второго тысячелетия до нашей эры забайкальские племена освоили сложное искусство плавки меди, а затем научились сплавлять ее с оловом, чтобы получить бронзу, и стали лить и ковать изделия из металла. Меди и олова на территории Забайкалья было очень много. Вот забайкальские степи в первом тысячелетии до нашей эры стали местом проживания множества кочевых и полукочевых племен.

На заключительных этапах времени существования культуры плиточных могил в степях Забайкалья появляются носители совершенно другой культуры, получившей название культуры херексуров. Херексуры – это мощные курганы диаметром до 25 м, сложенные из камней и окруженные оградкой из вертикально вкопанных плит. Раскопаны они на юге Бурятии, в Красночикойсом районе Забайкальского края. Формирование данной культуры происходило в Западной Монголии и на Алтае. Это было население европеоидной расы. Изменение климата вызвало в степной зоне Евразии снижение продуктивности пастбищ и привело к интенсивному передвижению древних скотоводческих культур. Отношения между «плиточниками» и носителями культуры херексуров были сложными и напряженными. Об этом свидетельствуют акты взаимного осквернения захоронений. Появление пришельцев с запада вызвало увеличение плотности населения и рост интенсивности использования пастбищных угодий. Имели место многочисленные военные столкновения. Вероятно, позже взаимоотношения пришельцев и аборигенного населения постепенно нормализовались. Установились отношения сосуществования, а затем начались и процессы смешения монголоидного и европеоидного населения, которые завершились ассимиляцией последнего. Культура херексуров перестала существовать.

Использованы материалы с интернета.

Подготовила Батоева Т.С.

Администратор | 14.01.2024 | Из фондов
На главную