«Вопросам воспитания и подготовки специалистов-бурятоведов, монголистов и тибетологов отводилось важное место в работе бурятских деятелей культуры. Они занимались разработкой проблем преподавания восточных языков, организацией учебно-педагогической работы в различных учебных заведениях России и Советского Союза. Каждый из них внес свой вклад в историю отечественного востоковедного образования и в историю народного образования Бурятии. В их числе были выдающиеся ученые, роль которых в отдельных областях науки и бурятской действительности трудно переоценить.
Г. Цыбиков не ограничивался только интересами своей научной специальности. В нем удачно сочетались подвижник науки и ищущий педагог. Г. Ц. Цыбиков десятки лет работал в различных учебных заведениях: во Владивостоке, Аге, Чите, Иркустке и Улан-Удэ. За эти годы он подготовил много научных и педагогических кадров, оставил весьма ценное научное педагогическое наследие.
Перу Г. Цыбикова принадлежит несколько учебников по монгольскому языку и статей по методике преподавания тибетского и монгольского языков, им также составлены учебные планы, программы, методические пособия по монгольским языкам. В области преподавания практического монгольского языка Г. Цыбиков был среди первых ученых педагогов, которые продолжали и развивали прогрессивные традиции русских ученых востоковедов…
… Непосредственная педагогическая деятельность Г.Цыбикова началась 10 февраля 1903 года, когда он занял должность лектора монгольского языка в Восточном институте в г. Владивостоке. Восточный институт в г. Владивостоке, открытый 21 декабря 1899 г. Был единственным высшим учебным заведением во всей азиатской части России. Институт представлял собой многопрофильное высшее учебное заведение, имел 4-летний срок обучения и четыре отделения: китайско-японское, китайско-корейское, монгольское и китайско-маньчжурское и готовил специалистов не только в области практического востоковедения, но и юристов, коммерческих работников со знанием языков народов Востока.
Монгольский язык занимал одно из важных мест в учебном плане Восточного института. Основа преподавания монголоведения в институте была заложена профессором А. М. Позднеевым.
Г. Ц. Цыбиков стал сначала лектором, а затем исполняющим должность профессора монгольского языка на китайско-монгольском отделении…
… Большую роль в жизни молодого Цыбикова сыграл знаменитый русский востоковед-монголист А.М. Позднеев. Он в лице Цыбиков хотел видеть ученого-монголиста широкого профиля и многое сделал для формирования научных направлений молодого монголиста. Прежде всего он рекомендовал факультету восточных языков оставить Цыбикова при университете для представления к профессорскому званию. Позже А.М. Позднеев предложил Г. Цыбикову предпринять поездку в Тибет для знакомства как с монголами, проживающими в Тангуте, так и для изучения языка и быта самих тибетцев….
… 15 декабря 1906 года Г.Цыбиков возвращается во Владивосток в Восточный институт….
…Г. Цыбиков за годы своей работы в Восточном институте, как известно, составил ряд учебников и учебных пособий. К ним относятся «Пособие для практического изучения монгольского языка», «Монгольские тексты» и «Образцы монгольских деловых бумаг»…
… По мнению Г. Цыбикова, преподавание монгольского языка должно, в первую очередь, научить живму разговорному языку. Под этим углом зрения он и составил свой учебник.
«Пособие» содержит предисловие о характере учебника, в котором излагается история монгольской письменности. Основная грамматическая часть состоит из фонетики, грамматики (морфология и синтаксис), а также упражнений в переводе и передаче письменных форм разговорными. В конце книги дается указатель слов (словарь) и перечень суффиксов словопроизводства…
По мнению специалистов важным достоинством «Пособия»являлось умение Г. Цыбикова «…придумать и искусно подобрать немало разнообразных и ярких примеров, на которых для преподающего легко объяснить, а учащимся нетрудно понять и усвоить…»»….(продолжение следует)
Д.Д.Дарижапова
ист. «К столетию со дня рождения профессора Г.Цыбикова»,У-У., 1976 г.
Подготовила Бабуева С.М., ст.н.сотрудник ГУК АНМ