Значение обряда, обшивание одеяла у бурят

Значение обряда, обшивание одеяла у бурят

Бурятские свадебные обряды представляют собой строгое веками выработанное и организованное действие, которое построено на ряде последовательно связанных символических моментов, созданных многими поколениями с незапамятных времён.

В рассматриваемое время в разных местах, у каждой локальной группы бурят свадебная обрядность представляла собой определенную систему обрядов и церемоний, которая отличалась по их числу и составу, имела свои особенности и варианты.

По содержанию и последовательности исполнения обрядов и церемоний выделяются три этапа: до свадебные, свадебные и после свадебные.

К до свадебным обрядам, относятся приготовление приданного невесты (хэшэг).

Женщину не зря называют хранительницей очага, хозяйкой утвари. Родственники невесты готовят постельные принадлежности, кухонную утварь. Родители девушки заранее готовят для приданого деревянный сундук. Обычно он имеет размеры 80х60х40 см, хотя они могут отличаться, как в меньшую, так и в большую сторону. В него складывают все необходимое для шитья, постельные принадлежности и личные вещи девушки.

 

Обряд обшивания одеяла. За день до свадьбы или на свадебном пиру невесты, на столе аккуратно раскладывается её одеяло. Участвовать в обряде, а значит и притронуться к одеялу, могут женщины, равно успешные в четырех ипостасях своей жизни; здоровые, замужние, имеющие детей, основательно устроившие свой быт. А также женщины, проявившие отвагу и силу воли в преодолении разных жизненных трудностей, свято хранящие семейные ценности и должным образом воспитывающие своих детей. Перед началом обряда обязательно надо вкусить белой молочной пищи. По размеру покрышки готовят длинную нитку. После чего, не прерывая, без узелков, одной ниткой прошивают одеяло по ходу солнца с благопожеланиями и с денежными дарами (монетами), которые остаются зашитыми в одеяле. За ходом обряда следит женщина, начавшая первой шить покрышку – бүреэдэhэн. Завершая работу старшая участница зашивает нитку так, чтобы она не запуталась, затем все вместе отряхивают одеяло. Смысл обряда заключается в пожелании выходящей замуж девушке успешного продолжения рода сватов.

 

 

Одно из сакральных условий обряда – шитье без прерываний и узелков – признаками рождения в будущем смышленых, добрых, трудолюбивых детей с длинной, без каверз, как нить, жизнью.

На следующий день после свадьбы, во время «бэриин сай» (чаепитие у невестки), раскрывают одеяло, а затем открывают сундук и начинают раскладывать при­везенное приданное невесты. Как дань уважения новым родственникам родители невесты кладут в сундук сладости для угощения детей, чай, топленное масло и друге гостинцы, по четырем углам сундука стоят архи (молочная водка), для близких родственников — небольшие подарки (гарай бэлэг).

При проведении обряда вместе с молодой невесткой должна присутствовать знающая обычай женщина со стороны мужа. Одеяло невестки раскладывают на столе и начинают распаривать по ходу солнца, также, как оно и было обшито, осторожно, не допуская разрыва нити или образования узелков. В этот момент женщины произносят благопожелания и напутственные слова в адрес невестки. На деньги, зашитые в одеяло (буреэдэhэнэй мунгэн), если сумма достаточно большая, покупается памятный подарок для невесты, а на оставшиеся деньги берут ещё еды и напитков к чаепитию у невестки.

Женщине, проводившей обряд, вручается платок и нить, использованная для покрышки одеяла — буреэдэhэн, это означает, что она теперь наставница невестки. Она должна помочь невестке освоится на новой родине, в новой семье с новыми правилами. Когда в семье рождается первенец, нитью из покрышки одеяла перевязывается пуповина у новорожденного. При этом женщина, ставшая наставницей невестки, получает право сделать первый подарок долгожданному малышу.

Дата публикации: 22.11.2021
В новости