Меня зовут Жамбалов Тумэн, ученик 9″г» класса Агинской окружной гимназии. Я — участник школьной, муниципальной, заочной региональной и очной краевой конференции Научно-практическая конференция «Шаг в будущее». Я хочу рассказать о древних исторических памятниках Забайкалья. Тема моей работы — «Забайкальские писаницы как объект историко-культурного наследия народа».
Я изучил современное состояние древних забайкальских писаниц, постарался выявить у учащихся интерес к древним историческим памятникам для популяризации и развитии туристических маршрутов; и попытался создать интерактивную карту наиболее древних наскальных памятников Забайкальского края, позволяющей совершить путешествие в прошлое истории нашего народа.
Исследование древних памятников Забайкалья имеет давнюю историю. О забайкальских древних памятниках содержатся сведения в дневниковых записях первых путешественников XVII века, позже значительный вклад внесли Александр Кузнецов, Георгий Петрович Сосновский, с 1947 года археологическая экспедиция под руководством Алексея Павловича Окладникова.
К I тысячелетию до н.э. относится большое количество наскальных рисунков – писаниц (петроглифов). «Полотном» для древних художников служили ровные участки скальной поверхности, пещеры и гроты. Рисунки выполнялись красной и желтой охрой – природной краской, которую смешивали с жиром. Люди изображали то, что было для них самым важным, чаще всего животных, на которых охотились.
Таких писаниц я выявил в Забайкальском крае – 8. Представляю вашему вниманию их описания.
Толбага
В 1983 году в 5 километрах южнее села Бырка Приаргунского района Забайкальского края на поверхности Быркинских скал археологи обнаружили петроглифы — рисунки древнего человека из светло-красной охры.
Судунтуйские писаницы
Выполнены красной краской – кровавик. На гранитных останках целый комплекс ритуальных рисунков, состоящих из более пятидесяти человеческих и животных фигур.
Шаман-гора
На берегу реки Арей в Хилокском районе находится Шаман-Гора, сохранившая до наших дней много рисунков. Главный образ среди них – образ шамана, древнего хозяина этих мест. На Шаман-Горе много разных фигур шаманов с лучами-косами на голове.
Культура плиточных могил.В конструкции погребений иногда встречаются плиты с выбитыми на них различными изображениями. Это так называемые «оленные камни». Название свое они получили потому, что чаще всего на них выбивалось изображение оленей, а также различные предметы и знаки.
Выводы:
1)Забайкальские письменные памятники относятся к древнейшим не только в Забайкалье, но и во всем мире.
2)В Забайкалье памятники наскального искусства выполнены в различной технике: минеральной краской на основе охры, выбивкой, гравировкой, прошлифовкой.
3) Они дают возможность проследить развитие культуры на протяжении многих тысячилетий.
4) Наскальные рисунки отражают важные изменения в социально-экономической жизни народов, населяющих данную территорию и связаны с древними верованиями.
Анкетирование.
Свою проектную деятельность я начал с анкетирования.
Школьникам был предложен ряд вопросов, на которые они должны были ответить.
В анкетах ребятам было предложено ответить на 5 вопросов. В анкетировании приняло участие 52 человека учащиеся 8-9 классов.
- На первый вопрос «Знаете ли вы о других памятниках Забайкалья кроме Судунтуйских писаниц, если да, то какие?» 24 респондента, 46% ответили «да, знаю. Например, Быркинские писаницы и Шаман гора». Остальные 28 человек (56%) ответили «нет, не знаю»
- На второй вопрос «Считаете ли вы, что древние наскальные памятники связаны с духами предков?» 42 респондента ответили «Да» (80%), остальные 10 ребят ответили «Нет»
- На третий вопрос «Знаете ли вы содержание наскальных рисунков?» 17 человек ответили «да» (32%). 35 респондентов ответили «нет» (67%)
- На четвертый вопрос «Считаете ли вы, что древние памятники имеют историческую ценность?» Все 52 человека однозначно ответили «Да»
- На пятый вопрос «Интересуют ли вас Забайкальские писаницы и хотели бы вы посетить древние исторические памятники?» 37 учащихся (72%) ответили, что их интересуют исторические памятники Забайкалья и хотели бы их посетить.
Анализ результатов анкетирования показал, что больше половины опрошенных не знают древних исторических памятников, кроме Судунтуйских писаниц. 80% респондентов считают, что древние наскальные памятники связаны с духами предков, что свидетельствует об определенных знаниях школьников. О содержании наскальных рисунков знают немногие учащиеся, что говорит о необходимости пополнения знаний об этом. Все опрошенные считают, что древние памятники имеют историческую ценность. Изучение древних наскальных памятников остается одной из наименее изученных тем. Нам важно знать духовную культуру предков. Большинство респондентов (72%) интересуются древними историческими памятниками, которые имеют уникальное историко-культурное значение.
Интерактивная карта.
Для того, чтобы пополнить знания учащихся, туристов, любителей истории и археологии я создал интерактивную карту, так как такая карта – отличный способ рассказать истории уникальных памятников.
Для создания карты я использовал сервис GoogleMaps. В этом сервисе мною собрана собственная карта Забайкальского края. Я обозначил на карте уникальные памятники старины — забайкальские писаницы. Нажав на определенный объект, человек может узнать всю информацию об интересующих его писаницах. Здесь он узнает интересные исторические факты о забайкальских писаницах, также рассмотреть фотографии объекта.
Моя цель по созданию интерактивной карты как средства информации для изучения истории памятников, привлечения общественного внимания к удивительным местам родного края (историко-культурному и природным памятникам) была достигнута. С помощью такой карты я хочу сохранить и приумножить историческое и культурное наследие наших предков.
Уважаемые земляки, забайкальские писаницы – памятники не только нашего Отечества, но и это памятники мировой культуры, это корни нашей истории, частичка нашей Родины, ее вчерашний день и прикосновение к тайнам прошлого, которые способны обогатить и сделать нас более знающими. Уважение к прошлому, неравнодушие – это все равно, что уважение к родителям. В будущем постараюсь узнать еще больше информации о культурном наследии нашего края, поделюсь знаниями со своими сверстниками и помогу прививать им навыки бережного отношения к культурно-историческому наследию наших предков.