«Когда была школьницей, на вопрос «Из какого ты рода?», я отвечала «Из рода Худай!», а учитель недоумевал: «Спроси получше у родителей! Такого рода не было…» — такими воспоминаниями поделилась одна молодая женщина, на недавней встрече «Славим наш род!» …
Уже стало традицией проводить в стенах Агинского национального музея им.Г.Цыбикова встречи 11 хоринских родов. Напомним, что с 2015 года по сегодняшний день в рамках проекта «Славим наш род» были уже проведены восемь встреч, начиная с самого старшего рода Галзууд, затем Хуасай, Хубдууд, Шарайд, Харгана, далее Бодонгууд, Хальбан и Сагаангууд.
На эти мероприятия специально приезжали представители данных родов из других регионов: Бурятии, Монголии, Китая. Сегодня этот проект вызывает большой интерес у наших земляков. Люди самостоятельно начинают сбор материалов по своему роду, ищут и составляют свои родословные древа. Эти встречи также оказывают содействие в нравственном воспитании молодежи, воспитывают гордость за свой род, желание преумножать и прославлять его, после таких встреч в адрес музея поступает множество положительных откликов. Можно сказать, что Агинский национальный музей, несомненно, стал местом добрых встреч.
Если уйти в историю, то летописец Вандан Юмсунов в «Истории происхождения хори — бурят» возводит происхождение хоринцев к Барга-батору. Согласно версии историка, он является бежавшим из Тибета министром при Бортэ-Чино, который был сыном тибетского царя, поселившимся у озера Байкал. Затем, согласно В.Юмсунову, Бортэ-Чино на Байкале был возведён в ханы местным племенем Бэдэ (в переводе с по-бурятского «Бидэ» это «Мы», а Гунны «Хүүнүүд» — в переводе с бурятского «Люди») в 304г. и Баргу-батор стал его сановником. Потом Баргу-батор обзавёлся семьёй, родились дети. У младшего из трёх его сыновей Хоридой-мэргэна было три жены. Первая жена Баргуджин-гоа из племени «бэдэ» родила дочь Алан-гоа. А имена сыновей — это эпонимы, известные как названия одиннадцати хоринских родов. Вторая жена Шаралдай родила пять сыновей: Галзут, Хуацай, Хубдут, Гучит и Шарайт. Третья жена Нагатай родила шестерых сыновей: Харгана, Бодонгут, Худай, Батанай, Саган и Хальбин. После смерти деда Баргу-батора и отца Хоридой мэргэна, семьи сыновей откочевали на юг ближе к Монголии и значительно размножились. Они стали родовичами 11 родов, и вследствие того, что имя их отца было как раз Хоридай, общее имя им, сообразно с этим, было наречено Хори. По именам сыновей и называются 11 основных хоринских родов…
И действительно, спустя годы многие хоринские рода осели в агинских степях. Сегодня, в основном, мы знаем их, как восемь агинских родов. Новая встреча, состоявшаяся в нашем музее была посвящена трем младшим хоринским родам – Худай, Гушад и Батанай.
«В старину, когда бывало у бурят,
Если вдруг о предках заговорят,
До 20-го колена на пальцах сочтут,
Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут.
Для почину подзовут любого малыша:
«А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай
Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?», — такими стихами на бурятском языке начала эту встречу старший научный сотрудник музея Шойжит Арсаланова.
Каждый бурят должен знать название своего рода и перечислять своих предков по мужской линии до 7-10 поколения. Знание родословной было обязательным. Буряты ценили свою родину, бережно относились к природе. С малых лет детей приучали к уважительному отношению к старшим. Наличие родственных связей обязывает каждого бурята всемерно способствовать защите, поддержке, безусловной помощи своим близким.
Нежная, пронзительно-душевная мелодия, исходившая из струн ятаги (в исполнении учащихся Агинской детской школы искусств им. К.Базарсадаева, под руководством Ц.Б.Бальжинимевой), проникала в души каждого сидевшего в зале.
Своими воспоминаниями о родителях, о землях, где жили, об известных умельцах, труженниках, ученых своих родов поделились каждый представитель рода Батанай, Гушад, Худай. Сегодня представители этих родов достойно проживают на территории трех районов Агинского округа. Вот наиболее видные представители:
- Ирдынеев Баир Александрович из рода Батанай– Шэрээтэ лама Узонского дацана. Он имеет ученую степени «Гэбши». За годы его службы в дацане построены «Сахюусанай суме», был открыт Согчен дуган, возведены ступы в местности «Арын жалга», Бумхан в местности «Ужин Ханда». Баир лама награжден медалью Забайкальского края «За укрепление Дружбы народов». Он входит в Собрание представителей Агинского Бурятского округа.
- Цыдендоржиев Радна-Доржи Белигтуевич из рода Батанай— В 2001 году после окончания Агинского Буддийского института стажировался в университете Занабазара в Монголии. Преподавал в Aгинской Буддийской академии. Унзад Радна-Доржи лама имеет степень Гэбши буддийской философии, диплом «Магистра -религиоведа», удостоен знака «За отличие перед Забайкальским краем».
- Цыдендоржиев Артем Бадмаевичиз рода Батанай — участник Великов Отечественной войны, воевал на I Украинском фронте. После окончания Советской партийной школы и Бурятского сельскохозяйственного института занимал руководящие посты. Работал председателем колхоза «Шэнэ бууса» Заиграевского района, председателем Поселкового совета, Председателем районного Совета ветеранов.
- Мункуев Шойжинима Доржиевич из рода Гушад,1925 года рождения. Младший сержант Шойжинима Мункуев погиб в бою З0 января 1944 года при освобождении Белоруссии от немецких оккупантов в составе партизанского отряда.
- Мункуева Шалсагма из рода Гушад, 1918 г.р., с 13 лет с родителями вступила в сельскохозяйственную артель «Улаан-Цырик» и все годы проработала дояркой в колхозе им. Ворошилова Узонского Сельского Совета.
- Цыдаева Дулма Доржиевна из рода Гушад— выпускница филологического факультета Бурятского государственного института им. Д. Банзарова. Ее педагогический стаж составляет 40 лет. Оказала нам большую помощь при сборе материала по роду Гушад.
- Холхонов Мижитдоржи из рода Худай— участник Великой Отечественной войны. В послевоенные годы с супругой Бальжимой Дашицыреновой до выхода на заслуженный отдых проработали чабанами в колхозе им. XXII партсъезда;
- Холхонов Дмитрий Цыренович из рода Худай— всю свою сознательную жизнь проработал чабаном в колхозе им. XXII партсъезда Агинского района. Отзыв колхозных коммунистов во время приема его в партию: «Парень честный, трудолюбивый. Жилка у него рабочая. Болеет о колхозном добре, достоин быть коммунистом». Дмитрий Цыренович с супругой Чимитжаб Долгоровой воспитали 7 детей. Его род достойно продолжают внуки и правнуки.
- Дагбаев Арсалан Дагбаевич из рода Худай– один из молодых внуков этого рода, является победителем многих соревнований по легкоатлетическому многоборью, шестикратный чемпион Забайкальского края, призер Всероссийского забега «Кросс нации». Ныне — курсант Хабаровского пограничного института ФСБ России.
- Данзанов Дамдин Галсанович из рода Гушад— более 30 лет проработал в племхозе «Онон» с. Токчин чабаном. Вместе с супругой Галиной Валерьевной воспитали троих сыновей.
- Данзанов Жаргал Дашидабаевич из рода Гушад— работает врачом анестезиологом — реаниматолог в Бурятском республиканском онкологическом диспансере.
- Галсанцыренов Иван Балданович из рода Худай, долгое время работал главным агрономом колхоза им. Карла Маркса с. Будалан. До выхода на заслуженный отдых работал лесником Агинского лесничества «Цырик-Нарасун». С супругой Чимит Цыреновной воспитали 3 сыновей и 4 дочерей.
- Галсанцыренов Мунко-Жаргал Ивановичиз рода Худай, на протяжении многих лет добросовестно работает водителем, большегрузных автомашин в г.Улан- Удэ.
- Галсанцыренов Арсалан Иванович из рода Худай,выпускник АСШ №1, после окончания Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ работает в компании «Стройтранснефтегаз» в Якутии.
- Галсанов Сергей Галсанович из рода Гушад, после окончания Бурятского государственного сельскохозяйственного института, работает ветеринарным врачом в с. Токчин племенного хозяйства «Онон».
- Галсанов Борис Сергеевич— служит в отряде милиции особого назначения Управления внутренних дел по Забайкальскому краю. Неоднократно выезжал в командировки в Северно-Кавказские регионы. Является ветераном боевых действий.
Особым украшением встречи стали выступления артистов Агинского театра «Дали Тэ» Доржи Болотова, Бальжимы Цыбеновой, Солбона Цырендоржиева.
Собравшиеся представители с интересом рассматривали старинные фотографии, ознакамливались с биографиями людей своего рода, поражались близости родства и дальности не знания друг друга, изучали схемы родового древа и долго не могли отойти от стендов…
Уже потом, сидя за дружеским столом, они со слезами на глазах признавались, что про роды Гушад, Батанай и Худай редко вспоминали, теперь они встретились, познакомились, чему были очень рады, поэтому была выражена большая благодарность организаторам выставки.
Одной из задач деятельности музея: сохранение родного языка, культуры, национальной одежды, уклада жизни, традиции и обычаи наших предков и главное, передать их подрастающему поколению. С этой задачей музей справляется.
И.Дондокова, ст.научный сотрудник Агинского нац.музея им. Г.Цыбикова
Источник: 13.04.2018 г. официальный сайт Агинского Бурятского округа.