Вклад агинских женщин в Великую Победу

Вклад агинских женщин в Великую Победу

Прошло уже более 70 лет со дня победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Много горя, потерь, страданий, разрухи принесла эта война. Проходят годы, и вместе с ними уходят участники и ветераны тех страшных военных лет. Все меньше мы видим их на улицах. Уходят свидетели истории, которую нам с вами ни в коем случае нельзя забывать

Будущая победа ковалась не только на передовой, но и в тылу, невозможно было выстоять без оружия, танков, самолетов и, конечно, без хлеба. Половина Победы принадлежит труженикам тыла, а ведь большинство из них это были дети и женщины, которые все свои силы отдавали на достижение единой цели – победить.

Сегодня многие женщины говорят, что им очень тяжело. А представьте, что в то время не было никаких удобств, в домах не было стиральных машин, мультиварок, батарей, душевых кабин, супермаркетов. Просто подумайте насколько тяжелее было в то военное время, когда на руках у женщины осталось пятеро детей, хозяйство со скотиной, холодный дом, который нужно было топить, а перед этим еще найти, чем его топить и работать в поле для того, чтобы было, чем прокормить семью.

Женщины практически спали по три, а то и по два часа в сутки. Днем занимались хозяйством, воспитывали детей, а ночью шили и вязали одежду для фронта, готовили на следующий день похлебку, писали письма своим солдатам. А их дети от голода бегали по снежным полям в поисках колосков для еды. И так проходили бесконечные дни с 1941 по 1945 годы.

У детей, прошедших через все муки войны, сильно развиты чувство долга и ответственности, все они понимали, что без их помощи матерям будет очень тяжело. Несмотря на то, что эти дети были лишены детства, это были сильные духом «маленькие люди». В школе учиться постоянно не всем удавалось, но дети рвались туда с огромной радостью. Учителей было мало, а условия — суровыми.  Голод также сыграл свою роль в воспитании детей того времени. Он научил их щедрости, справедливости. Ребенок не стремился все лучшее взять себе. Когда, кто из старших давал замызганный кусок сахара, они не прятали его, а бежали домой и сразу делили его на всю огромную семью. Дети были не избалованы, были честными, потому что их заботили взрослые проблемы.

В нашем Агинском национальном музее им.Г.Цыбикова имеется стенд, который называется «Трудовая Ага фронту». Скромные цифры и фотографии рассказывают нам о том, что многие женщины прошли курсы трактористов и стали вместо мужчин выполнять тяжелые сельскохозяйственные работы.

Трактористов и комбайнеров тогда было мало. Больше всего пахали и сеяли на быках и лошадях, убирали хлеб конными жатками. В бригаде были одни женщины и подростки. Они трудились на полях, не зная усталости, не жалея сил и труда. Это был героизм. Так было во всех колхозах Агинского округа, где работали сотни и тысячи колхозников и колхозниц.

Замечательными делами прославились в годы войны по всему Забайкалью женские тракторные бригады Дугбэймы Сариевой (Могойтуйская МТС), Димид Манзарановой (Агинская МТС), Норжимы Цыденовой (Хангильская МТС).

Когда началась война, на территории села Ага-Хангил существовали четыре колхоза (им.Чкалова, им.Молотова, 8 марта и 1 августа). В этих колхозах были созданы женские тракторные бригады. Более тридцати женщин стали трактористками.

Одна из них — женская тракторная бригада Димид Манзарановой на весеннем севе в 1942 году при плане 312га выработала 941га пахоты, сэкономила 2667 кг горючего и заняла 1 место в соревновании в округе и в области. Бригада Манзарановой была награждена переходящим Красным Знаменем Читинского областного комитета комсомола. Сама Д.Манзаранова была удостоена звания «Лучший бригадир», позже «Отличный бригадир тракторной бригады».

Членами ее бригады были Цырегма Жамбалдоржиева, Удбыл Цыденова, Цыден Лобанова, Цырегма Дулмаева, Цырегма Батоева, Бутит Рабданова. Каждая трактористка при задании вспахать 52 гектара значительно перевыполняла его. Особенно отличалась Цырегма Батоева. Возчиком горючего работал пожилой Рабдан Аюшиев, прицепщиками были Бальжин Дугарова, Цынгей Юндунов и Лхамажаб Гуробазарова. И девушкам было всего по пятнадцать лет.

С раннего детства дети войны приучались к нелегкому труду на колхозном поле.  У Лхамажаб Гуробаразовой, у ее старшей сестры Бутит, как и у многих детей тех лет, босоногое детство было без игрушек и конфет. Учились они в школе, делая тетради из газет, имели один учебник на семь-восемь детей. В те годы в селе не было ни спичек, ни мыла, ни керосина, ни сахара. Лхамажаб, закончив шесть классов, поехала учиться на курсы трактористов в Агинскую МТС.

«Первый год я работала в бригаде прицепщиком, потом уже села на трактор. Помню, однажды ночью у меня сломался вал трактора, тогда мы с напарницей Тогоновой Цымпилмой сняли эту деталь и пешком на спине дотащили ее до Могойтуя. Всю ночь ремонтировали при свете фонаря и под утро наладили». Вот такая дисциплина и ответственность были людей, работавших в тылу! «Обеспечение продуктами было очень тяжелое, например, бригадам на каждого работника выделялся обрат молока из расчета три литра на день. Хлеба не было, выдавались немного муки (около 100 грамм) и немного мяса, если оно было. Ведь все излишки отправлялись на фронт», — рассказывала Лхамажаб Гуробазарова.

Еще когда были живы эти трактористки, сотрудники нашего музея брали интервью у одной из них. Она вспоминала, когда они не успевали выполнить план, знали, что приедет председатель колхоза и будет их ругать. Они специально заводили трактор и делали вид, что не слышат его из-за ревущего трактора.

Каждая трактористка сама ремонтировала свой трактор. Хорошо отремонтированные машины плюс внимательный уход за ними обеспечили высокую выработку норм и большую экономию горючего…Ни одна трактористка не уходила с поля до тех пор, пока задание не выполнялось полностью.

«Дулмаева Цырегма заменила мужа, ушедшего на фронт. Она в ту весну вместо 52 гектаров вспахала155 га и сэкономила 573 кг горючего.

Комсомолка Рабданова Бутит – сестра двух братьев-красноармейцев считала себя бойцом трудового фронта. При задании 52 гектара, вспахала 165га земли, имела 483 кг сэкономленного горючего.

Батоева Цырегма была горда, что заменила брата в трудовом строю. Член ВЛКСМ Жамбалдоржиева Цырегма, хотя первый год работала на тракторе, не отставала от подруг.

Цыбжит Нанзатова в 1942 году после окончания курсов комбайнеров, стала работать на комбайне. Днем убирала хлеб, а на ночь переключалась на молотьбу снопов. Людям некогда было думать о сне, отдыхе, но зато поток золотого зерна шел круглосуточно. Колхоз успешно выполнял планы поставок хлеба.

Девушки относились к своим тракторам, как бойцы к винтовкам и пулеметам — с особой заботой и бережностью.

Вот так молодые девочки не боялись тяжелого труда. От зари до зари пасли стада, заготавливали дрова, косили сено, сеяли и убирали урожай. В те суровые годы основной рабочей силой были подростки, женщины и престарелые. Не везде были трактора, поэтому при пахоте использовали плуг, который тянули две пары волов, соединенные деревянными прицепами. Их погоняли подростки… Убирали также вручную, скашивали и из валков связывали снопы и складывали по пять штук в суслоны, затем стоговали в скирды. Дневная норма составляла 100 штук. Затем обмолачивали хлеб. Сил не хватало, крутили веялку по двое-трое девчат. Солому убирали конными граблями. Так пахали, сеяли, убирали несколько сот гектаров… В зимнее время заготавливали дрова и лес для строительства…

Дарижаб Балданжабон было 15 лет, когда началась война. Она рассказывала, что приходилось работать с раннего утра до позднего вечера. Летом пасли овец. Осенью убирали сено, возили это сено на быках. Чтобы вовремя собрать урожай зерновых, утром вязали снопы, а ночью скирдовали. Ей очень хотелось спать.  Дети помладше собирали в подол колоски, чтобы взрослые могли смолоть муку. А четырех-пятилетние дети нянчились с детьми еще помладше.

Аюшиева Долгор Аюшиевна пасла овец, когда сообщили, что началась война, ей в это время было 14 лет. Сразу на фронт ушел старший брат. Наступили трудные времена, ходили босиком, еды было мало. Летом она с младшими братьями и сестрами пасли овец, это было опасно, потому что в те годы, развелось много волков. Дети находились с одной стороны отары, а с другой стороны на отару могли напасть волки, которые не боялись детей. Бороться с ними было некому. Еще она вспоминает, как ее сестра привезла из города порошок для изготовления брынзы. Для этого они стали доить овец и коз по два раза в день. Эту брынзу солили бочками для отправки на фронт.

Жанчибон Дугар Цыренович вспоминает, что для каждой семьи была определена норма сдачи мяса, молока, шерсти. Очень грустно слушать, что для того, чтобы выполнить план, иногда сдавали все мясо и молоко, а самим кушать ничего не оставалось… и тогда из шкуры и костей варили холодец.

Во время войны занятия в школе начинались после уборки урожая с 1октября. В те годы не было тетрадей, ручек, поэтому приходилось писать смолой, углем на газетах, иногда на бересте. Учащиеся жили в интернатах, для тепла они сами заготавливали дрова. У каждого ученика была своя норма дров. По вечерам они шили, вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки.               Когда заканчивались продукты, дети подолгу вглядывались вдаль, ждали кого-нибудь из родственников хоть с какими-нибудь продуктами. В те годы не было хлеба, варили суп из зерна, заваруху из горсти муки и воды.

За самоотверженный труд в военное время 3 205 колхозников, рабочих и служащих округа были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.».

Сведения о подвиге агинчан в тылу во время Великой Отечественной войны крайне скупы, точных цифр нет, хотя за ними стоят человеческие судьбы: недосыпание, недоедание, холод и голод, который вынесли труженики тыла на своих хрупких плечах.

Они сделали всё, чтобы поддержать наших бойцов на передовой и ускорить нашу долгожданную Победу. Их трудовой подвиг навсегда останется в народной памяти.

 

Дата публикации: 21.11.2020
В новости