ВЕТЕР В ГРИВАХ, УДАЛЬ В СТРЕМЕНАХ

ВЕТЕР В ГРИВАХ, УДАЛЬ В СТРЕМЕНАХ

Самой большой ценностью для степняка –кочевника, с точки зрения красоты и престижа, был хороший конь  в богатой струе. Поэтому  большое внимание бурятские мастера уделяли изготовлению  и украшению конского снаряжения. Сделать красивое седло со стременами  или другой предмет для коня каждый дархан считал самым почетным заказом, большой честью для себя, вкладывал в него всю душу, мастерство.

Главное место в конской сбруе занимает седло. У бурят различались три вида украшения седел: серебряные, посеребренные и деревянные. Они служили своеобразным показателем социального положения владельца. Для изготовления деревянного каркаса седла использовали березу – иногда лошадь сбрасывала его со спины, березовые же седла обладали особой  прочностью. Деревянная часть седла состояла из березовых дощечек- полок- продолговатой полуовальной  формы, к которым прикреплялись две луки: передняя почти вертикальная, задняя несколько откинутая назад. Аккуратно подогнав все детали, их склеивали, закрепляли кожаными ремешками, продетыми через небольшие просверленные отверстия. Среднее расстояние между луками  у мужских и женских  седел составляло  около 30 см., у женских- 50 см. Это объяснялось тем, что даже  во время беременности женщины  могли ездить верхом. На обоих концах боковых дощечек пробуравливали по две дырочки для кожаных  ремней- тороков, это место прикрывали  металлическими посеребренными бляхами. Лицевые стороны лук в большей части окрашивали красной масляной краской, которая символизировала «утреннее красное солнце, подобно румяному  цвету лица». Некоторые мастера украшали лицевую сторону тонкими серебряными пластинами с чеканными орнаментированными узорами; торцевые края обкладывались  костяными пластинками из рогов  изюбра, оленя или же закрывались полосками серебряных пластин. Подушки – сиденья выкраивали по форме остова из толстого войлока и обтягивали сукном или кожей. Они прикреплялись к деревянной основе серебряными круглыми бляхами по две штуки с каждой стороны. От нижнего края подушки по обе стороны свисали кожаные квадратные (20-30 см.), украшенные аппликацией или вышивкой тебеньки, закрывающие место закрепления кожаных ремней, через которые продеты стремена, они также предохраняли ноги всадника от трения ремнем стремени.

При седлании коня первым на спину  накидывается  толстый войлочный потник. Потник особо не украшали, лишь обшивали по краям кожаной полоской, чтобы войлок не растрепывался.  На потник накидывали чепрак- кожаные  или юфтевые прямоугольные  накидки, предохраняющие бока лошади от трения. Некоторые чепраки представляли собой великолепные образцы прикладного искусства, ибо они  орнаментировались геометрическими, растительными узорами, выполненными в технике аппликации, вышивки, тиснения. Седла закрепляли на спине двумя подпругами, сплетенными из конских волос. Подпруги перетягивали под брюхом лошади, поэтому они часто могли промокать. Волосяные подруги при промокании не меняют своих размеров в отличие от кожаных, которые могут растягиваться или, наоборот, засохнув, сжиматься.

Буряты делали нарядные уздечки и для повседневного пользования. Так же, как седло, кожаные детали узды украшались белыми круглыми бляхами, которые  эффектно выделялись на поверхности  кожи. Выполняли они в этом случае двойную функцию: являясь украшением, закрепляли и скрепляли детали. У женских седел на подушку накидывался наседельник. Шесть круглых металлических дисков соединялись кожаными ремнями- по три диска с каждой стороны. Центральные диски соединялись ремнем, ложившимся на подушку сиденья. Большая круглая бляха или посеребренный диск служили основой для подгрудника и подхвоста. Их назначение — фиксация седла на месте при спуске с горы или при подъеме в гору. От центрального круглого диска спускались  подвесные украшения из красного сукна с кистями. Кроме орнаментированных узоров, пространство металлических деталей заполнялись вставками из цветных камней – коралла, лазурита, богачи использовали для декора сбруи, кроме серебра, золото.  При быстрой езде все металлические детали издавали мелодичный звон, который был слышен издалека.

Еще одна деталь, без которой  нельзя себе представить любое седло,- это стремена. Материалом для их изготовления служили медь и железо. Тюрко- и монголоязычным племенам издавна была известная одна общая форма с круглым или продолговатым основанием и высокой дужкой. На протяжении веков именно эта форма оставалась неизменной, стремена отличались друг от друга только по их декоративному оформлению. Бурятские мастера- седельщики использовали медные стремена, которые приобретались в Китае или Монголии. Ввиду их редкости и высокой цены они были доступны только состоятельным заказчикам. Для повседневных седел стремена делали мастера — кузнецы, основным материалом служило железо. Это прочным материал, однако, он не обладал красотой  благородных металлов, чтобы  украсить изделия из железа, применяли серебрение.

Использование лошадей на различных работах требует внимательного отношения к сохранению их копыт. Буряты  всегда очень грамотно  подковывали своих лошадей.

Разведение лошадей, как и изготовление конского снаряжения, испокон веков было занятием мужчин.

Отличие мужского седла от женского:

—  у женского седла седловина широкая;

—  у женского седла кожа над потником имеет прямоугольную форму, а у мужского – продолговатую, овальную;

— у женского седла задняя лука низкая;

— женское седло с внутренней стороны обшито тисненой кожей;

— у женского седла лука с внутренней стороны по окружности имеет украшение – серебряную пластину;

— у женского седла атрибуты: деревянная расческа и кнут более изящнее, меньшего размера, удобные для женских рук.

Источник: книга «Обгоняя дыхание ветров», 2013 год, стр. 51.

 

Дата публикации: 08.08.2021
В новости