Она была учительницей, артисткой, журналисткой. Работала учительницей на родине, в Аге, затем в Кяхте, Селендуме, преподавала в советско-монгольской школе и на Монголрабфаке в г. Улан-Удэ. Жалма Жамцарановна Жамцарано-Пилунова, дочь агинских степей, родилась в год Железной лошади в 1900 году, в семье бедного пастуха на левом берегу Онона. Ее родители были батраками у богатых скотовладельцев в низовьях Зуткулея. Отца она почти не помнит, а мать, энергичная, властная женщина, с малолетними детьми переехала в селение Агинское, в то время называемое Агинской думой, и поселилась по Нагорной улице, заняв небольшой дом с усадьбой. Старожилы села помнят семью Жамцаран-хугшэнээхи, бабушки, у которой росли дочь Жалма, братья Дамдинжаб, Цыбен и сестра. В то время в селении проживало несколько бурятских семей.
Мать Жалмы работала на скотобойне у мясоторговца и содержала одну хорошую лошадь для хозяйства, на которой юная Жалма пасла овец сельчан. В селе работала церковно-приходская школа, которая в 1911 году была преобразована в городское 4-классное училище. Впоследствии его переименовали в высшее начальное училище. Мать отдала свою дочь на обучение. В 1916 году та окончила Агинское городское 4-классное училище. В то время это было неслыханным явлением и вызывало удивление. Дочь бедной старушки, успешно завершив учебу, становится толмачом-переводчиком даже у деловых людей, торговцев, родовых главарей, переписчиком деловых прошений и т. д. С 1918 года она успешно обучалась и окончила двухгодичные педагогические курсы по подготовке учителей начальных классов и стала первой женщиной в истории агинских бурят, получившей свидетельство на звание учительницы. Жалма Жамцарано с 1920 по 1925 год работала учителем, первые годы в Цаган-Ольской школе и в самом селении Агинское. Выйдя замуж, Жамцарано-Пилунова выезжает в город Верхнеудинск. Жалма Жамцарано вступила в активную борьбу по ликвидации неграмотности среди населения: кроме школьных уроков, организовывала пункты ликбеза, вела среди молодежи просветительскую работу. Она стала первой женщиной — постановщиком пьес на родном языке, сама талантливо играла главные женские роли, что восхищало зрителей.
Широкую популярность получила драма в стихах Базара Барадина «Ехэ удаган абжаа» («Великая сестрица-шаманка»), написанная ученым в 1921 году. Первой исполнительницей главной роли Эреэхэн была учительница Жалма Жамцарано. Жалма также играла героинь пьес своих земляков-просветителей Д.Р. Намжилона, Б. Барадина, Ж. Батоцыренова «Обновление», «Чойжит-Хатан», «Жигдэн» и др. При этом она проявляла талант, артистизм, принесшие ей народное признание. Жалма Жамцарано в 20-е годы активно выступала на аймачных съездах и сомонных сходках за раскрепощение женщин. Это было явлением новым, ибо бурятской женщине не полагалось не только выступать на собраниях, но и присутствовать на них. В декабре 1925 года она была принята кандидатом в члены РКП(б) в недавно созданной Агинской аймачной партийной организации и в июле 1927 года была переведена в члены РКП(б). Жалма Жамцарано является первой буряткой — членом Коммунистической партии. В последующие годы она неутомимо трудилась, куда бы ни направляла ее партия. Она читала лекции в Совпартшколе, на рабфаке по подготовке национальных партийно-советских кадров молодой Бурятской республики и Монголии. С 1933 по 1937 годы работала в газете «Буряад-Монголой унэн» заведующей сельскохозяйственным отделом, вела работу по развитию колхозно-совхозного строительства.
В 1937-1938 годах были арестованы многие сотрудники редакции по клеветническим обвинениям в контрреволюционной деятельности, в участии в националистическом панмонголистском движении. В их числе была Жалма Жамцарано. В сентябре 1937 года арестовали и ее мужа — Михаила Мироновича Пилунова, председателя республиканского Буркоопсоюза, впоследствии трагически погибшего в застенках ГУЛАГа.
Жалму Жамцарано, измученную истязаниями в улан-удэнской тюрьме, этапировали отбывать 10-летний срок наказания в Колымский лагерь. Несгибаемая большевичка выдержала все тюремно-лагерные режимы и после отбытия 10-летнего срока возвратилась на родину, в Агу, где жила ее мать. Но власти не разрешили ей остаться здесь. Пришлось уехать в Хоринский аймак БМАССР. Но кара бериевщины продолжалась и там, где она работала сначала в больнице, а затем в Хасуртайской семилетней школе. В 1949 году ее вновь арестовали, предъявив обвинения по прежним статьям. Четыре месяца глумились над ней в тюрьме, потом отправили в Красноярский край в ссылку, на лесоразработки.
После разоблачения Берии в 1954 году Жалма Жамцарано наконец-то смогла вернуться на родину, почувствовать себя свободной гражданкой страны. В родной Аге она стала работать воспитателем в школе-интернате.
Жалму Жамцарано в 1956 году полностью реабилитировали. Читинский обком КПСС восстановил ее членство в партии с июля 1927 года. На ее груди среди других почетных наград — знак «50 лет в КПСС». В 1960 году она стала персональным пенсионером РСФСР.
Жалма Жамцарано никогда не теряла связи с родной Агой. Писала статьи по истории аймака, о создании в первые годы после гражданской войны первых школ, о женском движении.
Жалма Жамцарановна прожила долгую жизнь. Испытала все «прелести» жизни, радости и лишения. Ее хрупкие плечи выдержали всю суровую несправедливость тоталитарного режима. Умерла она на 96-м году жизни.
Книга «108 Гордость древней Аги»