Цырен-Анчик Дугар-Нимаев — член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей Бурятии

Цырен-Анчик Дугар-Нимаев — член Союза писателей СССР, член правления Союза писателей Бурятии

Дата публикации: 05.04.2022

Родился в 1929 г. в урочище Шаазгайта Хара-Шибирского сомсовета Агинского аймака. В 1942 г. после окончания Зугалайской семилетки поступил в Агин­ское педучилище. В 1945 г. в числе лучших трех выпускников училища был направлен в Бурятский пединститут, который окончил с отличием в 1949 г. Два года проработал в Агинском округе, вначале завучем Агинской средней школы, а затем инспектором окружного отдела народного образования.

В 1952 г. Цырен-Анчик поступает в аспирантуру Литера­турного института им. Горького и в 1955 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Историческая тематика в творчестве Хоца Намсараева и Жамсо Тумунова». С 1955 г. и до конца своей жизни работал в Бурятском институте об­щественных наук СО АН СССР.

Научные интересы Ц.-А. Дугар-Нимаева были разнообразны и многогранны. Как пе­дагог он уделял много внимания составлению учебных пособий, хрестоматий, методиче­ских пособий, дидактической литературы.

Как ученый-исследователь Ц.-А.Дугар- Нимаев известен прежде всего, как аналитик литературного процесса в Бурятии советского периода. Он рассматривает сочинения писа­телей как факт современного литературного процесса. Если литературоведы В.Ц. Найдаков, Г.О. Туденов, А.Б. Соктоев старались ис­следовать исторические закономерности, социальную природу, общественную роль творчества писателей и выйти на широкие обобщения, то Ц.-А. Дугар-Нимаев, исследуя те же явления, не делал широких обобщений, старался на фактах показать конкретную роль и значение творчества писателей, иссле­довать литературное явление не в динамике, а в статике.

Он больше углублялся в анализ проблема­тики, развитие сюжета, темы произведения, гораздо меньше внимания уделяя идейной направленности сочинения. Ученый как бы чувствовал, что художественные достоинства более надежны и ценны, чем идеологическое содержание произведения. Поэтому анали­зировал развитие сюжета, характеров и типов, иногда опускаясь до анализа содержания произведения. В нем всегда жил педагог, видящий своей задачей обязательное объяснение содержания произведения, становление образов героев, персонажей. Дугар-Нимаев не углублялся в дебри теории литературы тяготел больше к литературной критике, его анализ больше имел обзорный характер истории литературы.

Цырен-Анчик Дугар-Нимаев являлся крупным исследователем бурятской литера­туры дооктябрьского периода, монголовед с мировым именем. В 1966 г. вышло в свет «Зерцало мудрости», памятник бурятской литературы начала XX в. Вступительная статья, подготовка старомонгольского текста, перевод на русский язык, примечания принадлежали Дугар-Нимаеву. Он одним из первых начал анализ конкретных памятников бурятской литературы дореволюционного периода. «Зерцалом мудрости» открывается целый этап в изучении бурятской литературы этой эпохи. Он полностью отходит от метода идеологизации литературного явления, отказывается от классового, партийного подхода к литературному произведению. Для него важнее оценка литературного материалa, социальная природа и закономерность разви­тия литературного процесса, возникшего под влиянием бурятского мировосприятия, а не общественная роль и надстроечная идеология сочинения. Для него превыше всего эсте­тические категории художественного слова, а не идеологические постулаты, продиктован­ные классовым восприятием действитель­ности. Он был до предела лаконичен, у него не было авторских отклонений и лирических отступлений. Он как бы боялся задеть неча­янным и неточным словом художественную строгость и очарование восточной мудрости.

Ц.-А. Дугар-Нимаев выбирал наиболее сложный, но и наиболее результативный метод исследования, сосредоточиваясь на трехэтап­ном источниковедческом анализе: разыскании неизвестного сочинения, обнаружении источ­ника или вновь открытого памятника литера­туры, археографическом и текстологическом изучении литературного произведения, ана­лизе художественных достоинств, подготовке к изданию и публикации текста. Выделение этих направлений было обусловлено тем, что литературные памятники прошлых столетий были и остаются малоизвестными и только начинают входить в научный оборот. Они, как правило, написаны на старомонгольском язы­ке, ныне понятном только узкому кругу уче­ных, художественные достоинства сочинений не изучены, современное литературоведение только подступает к изучению этой сложной проблемы, до конца не изжито негативное отношение к содержанию этой литературы. Благодаря Ц.-А. Дугар-Нимаеву, заложен фун­дамент для изучения литературы прошлых столетий, определены основные направления изучения литературного наследия бурят-мон­гольского народа.

Ц.-А. Дугар-Нимаев ушел из жизни вне­запно, ушел, как восточный мудрец. Но он оставил огромное наследство — свои труды, свои рукописи, показывающие дорогу к ис­тине.

Как известно, в феврале 1993 г. в Академии наук Монголии состоялась защита докторской диссертации Цырен-Анчика Дугар-Нимаева на тему «Исследования литературных источ­ников на уйгуро-монгольской письменности». Диссертационный совет, членами которой яв­лялись крупнейшие специалисты по пробле­мам литературы монгольских народов, единодушно принял решение посмертно присвоить ему «за выдающийся вклад в монголоведение, монгольскую филологию» степень доктора филологических наук.

Источник: «108 Гордость древней Аги»

 

В новости