Православие, как духовно объединяющее, государственно образующее русский народ, наравне с исламом, буддизмом, иудаизмом на территории нашей страны является духовно-нравственным фундаментом современной России.
За прошедшие столетия православная церковь многое сделала для нравственного воспитания народа, развития его культуры и особенно в деле просвещения и повышения грамотности населения.
В 1779 году православный крестьянин Александр Васильевич Татауров поставил первый дом в распадке Куоша и положил начало селению Агинское.
14 сентября 1780 года на самой высокой точке северной горы поселка был поставлен православный крест – символ не только веры, но и государства Российского, с этого времени идет отчет жизни нашего поселка, поскольку на заимках и других временных стоянках поклонных крестов не ставили.
В 1817 году Даурской православной миссией был образован Агинский православный стан. Селение к этому времени состояло из девяти домов и насчитывало 49 душ православных обоего пола. В 1818 году по указанию императора Александра I была начата работа по переводу Евангелия на монгольский язык, и для участия в этой работе в столицу Даурской православной миссией были направлены православный Василий Татауров, представитель харганатского рода Бадма Мурисун, худайского рода Номто Одаин. За заслуги в переводе Евангелия Татауров, Одаин и Мурисун были награждены золотыми медалями. Участие в этой работе свидетельствует о довольно высоком уровне знаний традиций и обычаев монгольского и бурятского народа, старомонгольской письмен-ности со стороны Василия Татаурова. В 1856 году стараниями исправника Казим-Бекина на пожертвованные средства была построена деревянная церковь, освященная в том же году Преосвященным Евсеем, архиепископом Иркутским, во имя Святителя Николая Чудотворца. Эту дату подтверждает чугунная мемориальная плита, находящаяся в Свято-Никольском храме. С этого момента селение Агинское стало полноправным селом, поскольку еще по указу императора Петра I на церковь были возложены функции учета населения – регистрация рождений, браков, смертей (т.е. функции современного ЗАГСа). Первым священником Агинского Свято-Никольского храма стал Григорий Литвинцев, окончивший Казанскую духовную академию, который прослужил до 1873 года. В 1842 году было открыто за счет местного бюджета Агинское приходское училище, а в 1884 году — Агинская церковно-приходская школа, построенная на средства Читинского епархиального училищного совета.
По данным Агинской степной думы, до 1842 года пишущих и свободно говорящих на русском языке бурят было всего 13 человек. В целом, в гораздо худшем состоянии находилось просвещение в Сибири, где грамотность населения в 1890 году не превышала 12 процентов. В просвещении России, особенно в сельской местности, огромный вклад внесла православная церковь под руководством Святейшего Синода, который с 1880 года возглавлял обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев. Если в 1880 году, то есть к началу деятельности К.П.Победоносцева, церковно-приходских школ было 273 с 13075 учащимися, то к 1905 году в конце его деятельности таких школ стало 43696 с 1782883 учащимися. В 1899 году издательская комиссия при Синодальном училищном совете выпустила различных книг более 3 млн. экземпляров. При монастырях и церквах имелась 231 больница с 2796 койками, в ведении церкви находилось 997 богаделен, где содержалось 14147 человек. Священник Николай Шастин 6 января 1896 года сообщает преосвященному Георгию Епископу Забайкальскому и Нерчинскому о том, что, со слов почетного инонародца Матвея Зубова, ему стало известно о намерениях Петра Александровича Бадмаева построить в селении Агинское каменный храм. На данном сообщении была наложена резолюция: «подготовленные планы работ по заготовке материалов, строительства ограды благословляются, если П.А.Бадмаев берет на себя постройку новой каменной церкви, старую же ломать до постройки новой нельзя».
Петр Александрович Бадмаев, служащий Азиатского департамента Министерства иностранных дел, радеющий о расширении и укреплении российского влияния в Азии, прекрасно понимал, что сохранить свой язык, традиции и быт невозможно без изучения русского языка и культуры, истории православия – государственной религии России, приобщая своих земляков-бурят к ценностям европейской культуры. Делегация от агинских прихожан побывала в столице на приеме у императора Николая II и получила благословение на постройку каменного храма и царское пожертвование в сумме 10000 рублей золотом. Царская семья заверила, что ими на свои средства будет приобретена вся церковная утварь для обустройства алтаря и иконостаса, а также одеяния для священников и необходимая церковная литература. Все это поступило в 1905 году.
В сборе средств на строительство храма приняли участие все жители Аги, ближних улусов, русские и буряты. Солидную сумму внес золотопромышленник Бутин, агинские купцы Немеров, Рассказов, Аслезов, торговые люди Колычевы, Першины, почетные жители селения Федор Чистохин, Петр Александрович Татауров от всех родичей.
Указом Забайкальской духовной консистории от 6 сентября 1899 года №606 обязанности председателя комитета по строительству храма были возложены на Матвея Александровича Зубова. В 1903 году строительство и огораживание храма были завершены. Следует отметить усердие в строительстве храма председателя церковно-приходского попечительства Николая Ефимовича Щукина, члена попечительства Василия Петровича Татаурова, многолетнего старосту села Михаила Федоровича Татаурова, награжденного тремя золотыми медалями «За усердие»; православного Никифора Дмитриевича Ларионова, который руководил производством кирпича и кладкой стен; Максима и Александра Михайловичей Татауровых, которые выполнили почти все кузнечные работы; Петра Давыдовича Татаурова – столяра-плотника; жестянщика Черемхова.
16 августа 1905 года в селении Агинское состоялось большое праздничное торжество. Его преосвященство Епископ Забайкальский и Нерчинский Мефодий освятил вновь построенный каменный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Состоялось большое богослужение, на котором присутствовали большинство священников Забайкальской епархии, хор Читинского кафедрального собора, сам губернатор, золотопромышленники, купцы, торговые люди из Маньчжурии и Монголии. Интересна судьба свидетельства освящения, выданного церкви в 1905 году, которое сохранилось до наших дней. Хранительницей этого уникального документа была Надежда Никитична Ларионова – дочь последнего церковного старосты Никиты Ефимовича Щукина, который она передала православной общине 19 ноября 1990 года. Текст свидетельства гласит: «При державе Благочистивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Всея России, по благословлению Священнейшего Правительствующего Синода, Священнодействован Преосвященным Мефодием Епископом Забайкальским и Нерчинским лета от создания мира 31, от Рождества Христова от 5 (1905 г.) месяца августа в 16 день. Преподан для Священнодействия».
Документ выполнен на атласном полотне размером 60х60 см, имеет восковую печать. Инициатор строительства Петр Александрович Бадмаев, как тонкий политик, уступил первенство в строительстве Свято-Никольского каменного храма в с.Агинское царской семье, и, начиная с 1905 года, в церковных документах говорится, что храм построен в 1903 году на пожертвованные
Его Императорским Величеством Государем Николаем Александровичем 10000 рублей золотом и на деньги других православных жертвователей и бурят и стараниями агинских православных инородцев. Освящение Свято-Никольского храма связано еще с одним событием, которое и сегодня имеет большое значение для культуры нашего округа. После освящения состоялся концерт или, как ранее говорили, постановка местной самодеятельности силами учеников церковно-приходской школы, приходского училища и молодежи села. В программе были народные и казачьи песни и пляски, декламация. Концерт сопровождал струнный оркестр, состоявший из гитар, скрипок и балалаек. Всеобщее восхищение вызвало исполнение песни «Бородино» на слова М.Ю.Лермонтова с распевом на четыре голоса. В общем хоре особенно четко звучал густейший бас Евсея Татаурова, звонкие и мелодичные голоса Марьяны Татауровой, Анны Зыряновой, Полины Зубовой. Многие именитые гости, пораженные программой концерта, игрой струнного оркестра, премировали руководителя самодеятельности Зубова Сергея Матвеевича – учителя церковно-приходской школы и регента церковного хора, который после окончания в 1900 году Читинского Центрального Миссионерского училища имел не только учительское, но и музыкальное образование.
Материал из интернета, из личного архива Б.Зубова.