Танцы степных орлов

Танцы степных орлов

Орел — один из тотемов бурятского народа. Танец орла служит особой формой психологической разгрузки для спортсмена. Во время танца борец расслабляется, отбрасывает ненужные мысли, настраивается на поединок.

В старину у бурятской борьбы не было весовых категорий и схватки не ограни­чивались по времени, они могли длиться часами, побежденным считался тот, кто пер­вым коснулся земли третьей точкой опоры, например локтем или коленом. Борцы были в основном крупного телосложения. Огромный вес давал большое преимущество, но были исключения, иногда молодость и ловкость брали верх. Сегодня в борьбе применя­ется олимпийская система: проигравший «вылетает» из круга, а продолжительность схватки длится 5 минут. Однако, если за это время не будет выявлен победитель, до­полнительно дается еще одна минута с захватом за спортивные трусы. Преимущество захвата у борца, выигравшего жребий. Если и за дополнительное время победитель не будет выявлен, то захват берет его соперник и борьба продолжается до тех пор пока один из них не коснется земли.

В финал выходят победи­тели каждой весовой категории, которые потом борются между собой для выявления абсолют­ного чемпиона праздника. Эта часть борцовских соревнований вызывает всегда огромный ин­терес у зрителей. Ведь, в отличие от основных соревнований, ког­да на борцовский круг выходят борцы, примерно равные по весу, здесь по итогам жеребьевки могут меряться силами борцы разных весов. Бывают случаи, когда про­водят между собой схватку бо­рец весовой категории до 60 кг и борец-тяжеловес — до или свыше 100 кг. Заметьте, разница в весе огромная. И не раз случалось так, что первым земли касался тяжело­вес, а это всегда вызывает всплеск эмоции. Одни бурно восклицают и поздравляют победителя, другие освистывают, кто-то внимательно следит за тактикой ведения борь­бы, делает замечания и выводы. В конечном итоге кругом царит ат­мосфера радости и азарта.

Бурятская борьба начи­нается и заканчивается красивым ритуалом — танцем орла. Борцы приседают и взмахивают руками, словно крыльями, изображают полет этой гордой птицы. Любой праздник, будь то чемпионат или традиционные игры при дацанах, начинается с парада представ­ления. Борцы становятся в клин, который возглавляет самый ти­тулованный борец. В знак уважения он от имени всех участников преклоняется перед флагом соревнований. Сам же танец испол­няется в три этапа. Надо отметить, что ритуал — это не просто комплекс танцевальных па, это своего рода своеобразная презен­тация борца. Каждое движение имеет смысл. Сначала борцы, вы­званные на схватку, по обе стороны судейского стола начинают ритуал поединка тремя хлопками по бедрам, чередующимися по внешней и внутренней сторонам. После чего каждый подбегает к своему секунданту, касается его правого плеча своей правой рукой и изображает взлетающую птицу, другой рукой привет­ствует зрителей, одновременно переступая с ноги на ногу, делает круговое движение по ходу солнца. Сделав три шага, спортсмены меняют направление. В этот момент секундант снимает шапку с борца и напутствует на победу. Здесь начинается второй этап танца. Борцы приветствуют друг друга двумя хлопками по бе­дру, тем самым как бы дают согласие на честный поединок, затем ритмическими движениями рук, ног и головы, подражая полету парящего орла, демонстрируют перед собравшимися зрителями красоту телосложения и движений. Только после этого начинает­ся схватка. Есть еще один красивый прием в конце танца. Побе­дитель в порыве радости резко подпрыгивает и плавно приседает на землю с раскинутыми руками, подражая приземлению птицы. Делается это для того, чтобы несколько остыли эмоции.

В конце поединка танец орла танцует только победитель, а побежденный проходит под поднятой рукой победителя, в знак того, что призна­ет свое поражение, одновременно победитель символично смахи­вает пыль со спины побежденного. Победитель также получает от старейшего гостя горсть сладостей и раздает гостям. Каким бы ни был исход поединка, борцы по окончании устремляют взор на флаг соревнований, мысленно прося помощи и благословения. Нужно отметить, что борцы танцу уделяют очень серьезное внимание, а плохое исполнение вообще считается дурным тоном. В конце лю­бого праздника самому грациозному исполнителю вручается один из самых ценных подарков. Как и в старину, сегодня соревнования всегда проводятся на земле, ковер не нужен. Борцы к схваткам допускаются только в специ­альной форме: головной убор, мягкие сапоги и «шуудаг» — своеобраз­ные борцовские трусы, которые по форме и крою похожи на плавки. Они сшиты из двойного шелкового материала, по обхвату обязатель­но вышит узор. Края окантованы легкой тонкой кожей для придания прочности, по поясу — специальный кожаный шнур для стягивания. Мастерицы применяют особые секреты прочного шитья. У каждого борца есть свой «зайуул» — судья-секундант, в форме своеобразного напева он прославляет своего ученика, на­зывает его имя и место рождения. Секундант помогает советами и отстаивает интересы борца перед судьями. Как и у борцов, у секун­дантов своя форма одежды: национальный халат, головной убор и мягкая обувь. Раньше абсолютный чемпион традиционно получал живого барана и право совершения круга почета с выигранным призом на плечах. Сегодня, кроме этого, победитель абсолютного первенства награждается денежным призом или ценным подар­ком. К примеру, только за летний борцовский сезон 2007 года в Агинском округе разыграли три автомашины: одну на летних играх «Зунай наадан», вторую на окружном чемпионате «Большой приз Алханая», третья была разыграна на традиционных играх Узонского дацана. Подобные призы стимулируют спортсменов, одно­временно поднимается престиж соревнований.

 

Из книги «И дружбой сильны богатыри», У-У.. 2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 15.12.2021
В новости