Орел — один из тотемов бурятского народа. Танец орла служит особой формой психологической разгрузки для спортсмена. Во время танца борец расслабляется, отбрасывает ненужные мысли, настраивается на поединок.
В старину у бурятской борьбы не было весовых категорий и схватки не ограничивались по времени, они могли длиться часами, побежденным считался тот, кто первым коснулся земли третьей точкой опоры, например локтем или коленом. Борцы были в основном крупного телосложения. Огромный вес давал большое преимущество, но были исключения, иногда молодость и ловкость брали верх. Сегодня в борьбе применяется олимпийская система: проигравший «вылетает» из круга, а продолжительность схватки длится 5 минут. Однако, если за это время не будет выявлен победитель, дополнительно дается еще одна минута с захватом за спортивные трусы. Преимущество захвата у борца, выигравшего жребий. Если и за дополнительное время победитель не будет выявлен, то захват берет его соперник и борьба продолжается до тех пор пока один из них не коснется земли.
В финал выходят победители каждой весовой категории, которые потом борются между собой для выявления абсолютного чемпиона праздника. Эта часть борцовских соревнований вызывает всегда огромный интерес у зрителей. Ведь, в отличие от основных соревнований, когда на борцовский круг выходят борцы, примерно равные по весу, здесь по итогам жеребьевки могут меряться силами борцы разных весов. Бывают случаи, когда проводят между собой схватку борец весовой категории до 60 кг и борец-тяжеловес — до или свыше 100 кг. Заметьте, разница в весе огромная. И не раз случалось так, что первым земли касался тяжеловес, а это всегда вызывает всплеск эмоции. Одни бурно восклицают и поздравляют победителя, другие освистывают, кто-то внимательно следит за тактикой ведения борьбы, делает замечания и выводы. В конечном итоге кругом царит атмосфера радости и азарта.
Бурятская борьба начинается и заканчивается красивым ритуалом — танцем орла. Борцы приседают и взмахивают руками, словно крыльями, изображают полет этой гордой птицы. Любой праздник, будь то чемпионат или традиционные игры при дацанах, начинается с парада представления. Борцы становятся в клин, который возглавляет самый титулованный борец. В знак уважения он от имени всех участников преклоняется перед флагом соревнований. Сам же танец исполняется в три этапа. Надо отметить, что ритуал — это не просто комплекс танцевальных па, это своего рода своеобразная презентация борца. Каждое движение имеет смысл. Сначала борцы, вызванные на схватку, по обе стороны судейского стола начинают ритуал поединка тремя хлопками по бедрам, чередующимися по внешней и внутренней сторонам. После чего каждый подбегает к своему секунданту, касается его правого плеча своей правой рукой и изображает взлетающую птицу, другой рукой приветствует зрителей, одновременно переступая с ноги на ногу, делает круговое движение по ходу солнца. Сделав три шага, спортсмены меняют направление. В этот момент секундант снимает шапку с борца и напутствует на победу. Здесь начинается второй этап танца. Борцы приветствуют друг друга двумя хлопками по бедру, тем самым как бы дают согласие на честный поединок, затем ритмическими движениями рук, ног и головы, подражая полету парящего орла, демонстрируют перед собравшимися зрителями красоту телосложения и движений. Только после этого начинается схватка. Есть еще один красивый прием в конце танца. Победитель в порыве радости резко подпрыгивает и плавно приседает на землю с раскинутыми руками, подражая приземлению птицы. Делается это для того, чтобы несколько остыли эмоции.
В конце поединка танец орла танцует только победитель, а побежденный проходит под поднятой рукой победителя, в знак того, что признает свое поражение, одновременно победитель символично смахивает пыль со спины побежденного. Победитель также получает от старейшего гостя горсть сладостей и раздает гостям. Каким бы ни был исход поединка, борцы по окончании устремляют взор на флаг соревнований, мысленно прося помощи и благословения. Нужно отметить, что борцы танцу уделяют очень серьезное внимание, а плохое исполнение вообще считается дурным тоном. В конце любого праздника самому грациозному исполнителю вручается один из самых ценных подарков. Как и в старину, сегодня соревнования всегда проводятся на земле, ковер не нужен. Борцы к схваткам допускаются только в специальной форме: головной убор, мягкие сапоги и «шуудаг» — своеобразные борцовские трусы, которые по форме и крою похожи на плавки. Они сшиты из двойного шелкового материала, по обхвату обязательно вышит узор. Края окантованы легкой тонкой кожей для придания прочности, по поясу — специальный кожаный шнур для стягивания. Мастерицы применяют особые секреты прочного шитья. У каждого борца есть свой «зайуул» — судья-секундант, в форме своеобразного напева он прославляет своего ученика, называет его имя и место рождения. Секундант помогает советами и отстаивает интересы борца перед судьями. Как и у борцов, у секундантов своя форма одежды: национальный халат, головной убор и мягкая обувь. Раньше абсолютный чемпион традиционно получал живого барана и право совершения круга почета с выигранным призом на плечах. Сегодня, кроме этого, победитель абсолютного первенства награждается денежным призом или ценным подарком. К примеру, только за летний борцовский сезон 2007 года в Агинском округе разыграли три автомашины: одну на летних играх «Зунай наадан», вторую на окружном чемпионате «Большой приз Алханая», третья была разыграна на традиционных играх Узонского дацана. Подобные призы стимулируют спортсменов, одновременно поднимается престиж соревнований.
Из книги «И дружбой сильны богатыри», У-У.. 2013