«Судьба Валентины» из цикла «Цырендашиевские чтения 2018»

«Судьба Валентины» из цикла «Цырендашиевские чтения 2018»

История страны строилась на судьбах, казалось бы, обыкновенных людей, но когда  близко знакомишься с этими людьми, то удивляешься, как много в них энергии, любви и теплоты к людям, к жизни, к Родине.

Я  слышала об истории жизни фельдшера, приехавшего по направлению в Забайкалье  из центральной части России и оставшегося в нашем суровом краю. И о ветеране труда медицины Валентине Георгиевне (Гранкиной) Максаровой,  хотелось бы написать статью.  В Алханае её все ласково называют доктор Валя абгай.   Меня встретила с виду обыкновенная русская пожилая женщина. В её серо-голубых глазах можно было увидеть всю ее жизнь…

— Родилась  в 1940 году 27 сентября на станции Абрамовка Воронежской области в семье Георгия Илларионовича и Марии Викторовны Гранкиных. Папа работал секретарем райкома комсомола, а мама — лаборанткой. Вскоре началась война,  и  отец ушел на фронт, воевал. Героически погиб в 1944 году в боях за Украину. Был капитаном и награжден орденом Красной Звезды и орденом Красного Знамени. Когда Вале исполнилось только три годика, от болезни умерла мама. Маленькую Валю воспитывали родители матери, дедушку звали Виктор Константинович Степин, а бабушка Марина Сергеевна Степина. Валя называла их любовно мамой и папой. Вспоминая о дорогих людях, Валентина Георгиевна едва сдерживала слезы, и чтобы не расстраивать ее больше, я переключилась на профессию.

—  Валентина Георгиевна, почему вы выбрали именно профессию медика?

           — Было трудное послевоенное время. Конечно, осознанного выбора не было, потому что я была еще совсем ребенком. В 1954 году  я окончила 7 классов в Арамовке,  и  дедушка сказал мне: «Дочка, пока я жив, тебе нужно проучиться в профессиональном техникуме, получить какую-либо специальность и устроиться на работу». Сначала я уехала в город Новохоперск и поступила в медицинский техникум.  В Новохоперске проучилась два года, и  наш курс перевели в Балашовское. Поначалу, конечно, было трудно учиться на медика. В Балашовском медицинском училище проучилась  три года и  получила специальность  фельдшера-акушера. Со мной вместе учились девушки из нашего Абрамовского района. Жили на съемных квартирах, получали стипендию 180 рублей. Как и все молодые люди того времени, жили и одевались очень скромно. Помню, как мы с подругами копили деньги и покупали ткань штапель, чтобы шить из неё выходное платье.

Валентина Георгиевна дала мне большой оранжевый альбом с фотографиями. В альбоме я увидела фотографии молодой красивой девушки, жившей интересной жизнью. Увлекалась спортом: бегала на лыжах, занималась стрельбой из винтовки, легкой атлетикой. Активно участвовала в различных молодежных мероприятиях, о чем свидетельствуют многочисленные грамоты, полученные ею в те годы.           

           — Валентина Георгиевна, как вы оказались в далеком и суровом Забайкалье, почему выбрали  именно наш край?

           — После окончания медицинского училища  нам давали свободный выбор места работы и  конкретные направления в восточные регионы страны. Мне, как сироте, дали возможность трудоустроиться. Я и моя подруга, однокурсница Мария Шелудкова, получили направление в Читинскую область. Мы с ней на поезде двенадцать суток добирались до Читы. Приехав в  Читу, мы  зашли в областной отдел здравоохранения, там нам рекомендовали места работы в Красночикойском, Кыринском и Дульдургинском районах. Посмотрев на карту, мы выбрали самый ближний — Дульдургинский район. Поехали до станции Дарасун, а оттуда на грузовой машине доехали до Дульдурги. Как сейчас помню, шофером машины был Жанчип Цыренов, он был из  села Алханай.

Расскажите, пожалуйста, о ваших первых впечатлениях от края, и конечно, от Алханая? Какие трудности пришлось вам преодолеть?

— В  1958 году, 2 августа, я приехала в Алханай,  и  меня направили  в деревню Эбэр-Алханай (в те годы это была небольшая деревня) фельдшером-акушером. В селе Алханай фельдшером работала Зина Макарова,  родом из города Горького, но вскоре она вышла замуж и уехала на родину. В те годы в самом селе Алханай открыли фельдшерско-акушерский  пункт,  и меня назначили заведующей. Жить  я устроилась у санитарки медицинского пункта Лхамажаб Бороевой. Долгое время мы работали вместе в ФАПе. Она была моей первой и незаменимой помощницей в работе и  переводчицей. До сих пор помню, было трудно: совершенно другая среда, незнакомые люди, другой менталитет.  Помню, буквально на второй день после приезда я поехала на  воскресник, а у меня тогда не было рабочей одежды, в ситцевом  платье без рукавов и в босоножках. За жаркий летний день кожа вся обгорела и, когда вечером пришла домой, начала  жалеть себя и горько плакать. С языковым барьером я справилась быстро. Первые слова,  которые говорили больные,  пришедшие на прием, были: «Эндэ убэднэ, эндэ убэднэ», т. е. «Здесь болит, здесь болит». Со временем я очень быстро начала понимать алханайцев, а потом и вовсе говорить на бурятском языке, теперь к старшим я обращалась: «Абгай», «Ахай». Это очень нравилось местным жителям.

            Работы у  фельдшера-акушера в сельской местности того времени было непочатый край. В 1959 году открыли родильное отделение, и мы начали принимать роды.  Я приняла 220 родов. В честь меня мамы своим дочерям давали имя Валентина. В Алханае более двадцати Валентин! Это меня и радует, и умиляет. Мои Валентины торжественно провожали меня на пенсию. Спасибо им. Принимались меры борьбы против бруцеллеза, оспы, туберкулеза. Активно вели профилактическую и просветительскую  работу. По жизни у меня один девиз: «Словом можно спасти, словом можно убить, словом можно полки повести за собой».

Благодарны односельчане Валентине Георгиевне. Послушаем отзывы односельчан и коллег. Вот что рассказывает Цыбенова Цыцык, мать-героиня:  «Когда первый раз  доктор Валя абгай приехала к нам в Алханай, мне было 16 лет, я четко помню молодую красивую русскую девушку, которой было тогда 18 лет.  Она мне оказала огромную помощь. При первых родах  были осложнения  и меня отправляли в Дульдургу, тогда за меня переживая, не покидая, рядом она  просидела двое суток. Потом она приняла  ещё пять родов из десяти у меня. Она всегда уважительно с теплотой относилась ко всем больным и в любое время суток дня и ночи  оказывала медицинскую помощь. Помню, как  при вызове на дом, она торопилась к больному и прибегала в тапочках. В дальнейшем мы всегда обращались к ней за медицинской помощью. Если у кого-то на глазах выскакивали ячмень, на теле чири, то доктор Валя абгай вылечивала очень быстро. Я считаю, что доктор Валя абгай — это врач от природы. В молодые годы под её руководством я активно принимала участие во многих общественных  мероприятиях села».

Хирург Дульдургинской районной больницы Дашинима Аюшиев вспоминал и говорил  о ней как умелом специалисте, фельдшере-акушере высокого класса, постоянно занимающегося самообразованием.

Из воспоминаний С.М. Ешисамбуева, краеведа: «Научилась ездить верхом на коне, стала любимицей молодежи села, учила их новым песням, танцам, ни один воскресник не обходился без нее».

Приведем строки из  статьи Дулмы Мажитовны Намагуруевой, корреспондента  районной газеты «Ленинец»: «Разве думала Валентина Гранкина, что едет в Забайкалье за своей судьбой. Полюбился ей среди многих парней Бальжи Максаров, вышла за него замуж. Жили они в любви и согласии тридцать лет, но тяжелая болезнь сгубила близкого человека. От свалившейся беды у Валентины Георгиевны руки опустились. Как жить дальше, может уехать на родину? Но как уехать от многочисленных родственников, для которых Валя абгай — первый советчик и друг? Как оставить внучат? Сын Сережа и невестка Бальжит окружили мать такой теплотой и заботой, что не то, чтобы горе притупилось, оно вроде бы отступило куда-то вглубь души. Но стоило увидеть ровесников дорогого Бальжи и опять начинало сердце щемить…

По возрасту Валентина Георгиевна относится теперь к старшему поколению алханайцев. Однажды решила она подытожить для себя итоги работы в Алханае, получилось, что без малого двести родов принято ею в Алханае. Не удивительно, что так много Валентин в селе, в честь ее называли девочек. У большинства ее подопечных теперь есть свои дети, для которых она стала семейным доктором.

Без милосердного и терпимого характера в деревне медики не приживаются, «Доктор Валя» из их числа. Днем и ночью, в любую погоду шла она на вызов, сутками дежурила у постели больного. Много раз спасала людей Валентина Георгиевна, сдавая свою кровь. А животноводы с дальних стоянок вообще жили в доме Максаровых, если им нужно было вовремя получать уколы.

День за днем накопились десятилетия. Прикипело сердце к Алханаю. Недаром бытует у старожилов поверье, что кого примет священный Алханай, того уже более не отпустит. На себе испытала Валентина Георгиевна таинственную силу Алханая. Бывало с такой радостью едет в отпуск в Воронеж, а пройдет несколько дней начинает тосковать, рваться назад. Как-то стала рассказывать бабушке (она еще живая была), что ходит пить чай к соседям. «Ой, голодаешь что-ли?» — поразилась старая. «Нет, там в Забайкалье так принято: кто заходит, того кормят и поят». «Всех, всех?»«Да, такой народ — буряты, гостеприимные и приветливые!»

Когда Валентина Георгиевна узнала, что ее выход на пенсию решили отмечать всем колхозом, то возмутилась: «Особенная я, что ли?» Пришлось ее уговаривать не вмешиваться: «Твое дело на сцене сидеть и слушать». В первый весенний день Дом культуры в Алханае был заполнен до отказа. Отдельные семьи занимали целые ряды. Валентине Георгиевне дарили памятные подарки, женский ансамбль, состоящий из Валентин, выступал с песнями и танцами. Много теплых слов признания и благодарности было сказано в адрес любимой «Доктора Вали». От такого внимания Валентина Георгиевна, обычно красноречивая, так разволновалась, что не в состоянии была даже спеть свою любимую песню «Синий платочек», за нее спела другая певица».

Валентина Георгиевна неоднократно выдвигалась депутатом Дульдургинского и Агинского  Советов народных депутатов. В 1966 году награждена значком «Отличник здравоохранения», победитель соц. труда и «Ветеран труда». Многочисленные грамоты и благодарственные письма  районного, окружного и областного уровней Министерства здравоохранения России.

с супругом Максаровым Б.

Гранкина Валентина – яркий пример медика, который показывает, что медицина его призвание. Ничто не дает большего счастья, чем осознание того, что ты помогаешь людям.

 

Ешисамбуев Баир Содбоевич

хранитель фонда сельского музея сп. Алханай

Ешисамбуева Ульяна Базаржаповна

краевед, учитель географии МБОУ «Алханайская СОШ»

Дата публикации: 27.04.2021
В новости