Седло, плеть, колчан. материалы из фондов музея

Седло, плеть, колчан. материалы из фондов музея

Седло — часть амуниции для езды верхом и перевозки грузов на спине животного.
Седло бурята. Какой сакральный смысл хранит в себе конская упряжь? Особенное внимание уделяется седлу, как главному атрибуту всадника. Этот предмет упряжи таит в себе особенный смысл и может рассказать о каждой детали жизни своего хозяина. Особенное внимание уделяется седлу, как главному атрибуту всадника. Этот предмет упряжи таит в себе особенный смысл и может рассказать о каждой детали жизни своего хозяина.
Главным покровителем всадников и коневодов считается Балдан Лхамо. Итак, нашему взору предстает коллекция бурятских седел. Центральное место в экспозиции занимает седло, выполненное в технике серебряной насечки по металлу. Такой способ применялся для декорирования художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия. В общих чертах процесс выглядел так: наружные поверхности предметов насекаются (отсюда и название), и на эти поверхности набивается серебряный узор — тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводились целые сцены нескольких фигур, а также осуществлялись различные орнаменты и надписи. Каждый орнаментальный мотив на предмете выражает символическое благопожелание владельцу — счастья, радости, чистоты и благородства помыслов, блага в будущем, силы, могущества. Роговидный узор, как отмечают многие исследователи, издревле символизировал достаток и процветание.
По форме бурятское седло – небольшое. Но при этом обладает высокими луками (спинки сзади и спереди). Задняя лука, как правило, отклонена под углом 45 градусов, чтобы всадник мог удобно откинуться, но при этом держать равновесие. Такое положение луки помогали совершить военные маневр, позволив воину развернуться на 180 градусов и, стреляя из лука, не выпасть из седла. У бурят различались три вида украшения седел: серебряные, посеребренные и деревянные. Они служили своеобразным показателем социального положения владельца: серебряные — для богачей, высокопоставленных лиц, посеребренные — ля лиц среднего достатка, деревянные — для бедноты.
Для изготовления деревянного каркаса использовали березу- иногда лошадь сбрасывала его со спины, березовые же седла обладали особой прочностью. Это достигалось за счет правильной сушки: заготовки держали в навозе, не снимая бересту до тех пор, пока она сама не отделялась. При такой сушке сок дерева оставался внутри, для придания особой прочности заготовку варили до приобретения красноватого оттенка. Деревянная часть седла (остов) состояла из березовых дощечек- полок- продолговатой полуовальной формы (хабтаhан), к которым прикреплялись две луки (буургэ) — передняя почти вертикальная, задняя несколько откинута назад. Аккуратно подогнав все детали, их склеивали, закрепляли кожаными ремешками, продетыми через небольшие просверленные отверстия. Среднее расстояние между луками у мужских седел составляло около 30 см, у женских- 50 см. Это объяснялось тем, что даже во время беременности женщины могли ездить верхом.
На обоих концах боковых дощечек пробуравливали по две дырочки для кожаных ремней — тороков, это место прикрывали металлическими посеребренными бляхами.
Лицевые стороны лук в большей части окрашивали красной масляной краской, которая символизировала «утреннее красное солнце, подобно румяному цвету лица», его молодость, его здоровье. Некоторые мастера украшали лицевую сторону тонкими серебряными пластинами с чеканными орнаментированными узорами; торцевые края обкладывались костяными пластинками из рогов изюбра, оленя или же закрывались полосками серебряных пластин.
Подушки — сиденья(маюза) — кусок толстого войлока выкраивали по форме остова и обтягивали сукном или кожей. Они прикреплялись к деревянной основе серебряными круглыми бляхами (баабар) по две штуки с каждой стороны.
От нижнего края подушки по обе стороны свисали кожаные квадратные (20-30 см), украшенные аппликацией или вышивкой тебеньки (дэбэhэн), закрывающие место закрепления кожаных ремней, через которые продеты стремена , они также предохраняли ноги всадника от трения ремнем стремени.
При седлании коня первым на спину накидывается толстый войлочный потник. Потник особо не украшали, лишь обшивали по краям кожаной полоской, чтобы войлок не растрепывался. На потник накидывали чепрак — хэжэм — кожаные или юфтевые прямоугольные накидки, предохраняющие бока лошади от трения. Некоторые чепраки представляли собой великолепные образцы прикладного искусства, ибо они богато орнаментировались геометрическими, растительными узорами, выполненными в технике аппликации, вышивки и тиснения. Седла закрепляли на спине двумя подпругами, сплетенными из конских волос. Подпруги перетягивали под брюхом лошади, поэтому они часто могли промокать. Волосяные подруги при промокании не меняют своих размеров в отличие от кожаных, которые могут растягиваться или наоборот, засохнув, стягивать кожу животного.
Буряты делали уздечки для повседневного пользования и нарядные. Так же, как седло, кожаные детали узды украшались белыми круглыми бляхами, которые эффектно выделялись на поверхности кожи. Выполняли они в этом случае двойную функцию, являясь украшением, закрепляли, скрепляли детали.
У женских седел агинских и хоринских бурят на подушку накидывалась деталь агтабша (наседельник). Шесть круглых металлических дисков соединялись кожаными ремнями — по три диска с каждой стороны. Центральные диски соединялись ремнями, ложившимся на подушку сидения.
Большая круглая бляха или посеребренный диск служили основой для подгрудника — (хударга) и подхвостника(сэмэлдэргэ) — двух деталей комплекта сбруи. Назначение их — фиксировать седло на месте при спуске с горы или при подъеме в гору. От центрального круглого диска спускались подвесные украшения из красного сукна с кистями.
Кроме орнаментированных узоров, пространство металлических деталей заполнялось вставками из цветных камней — коралла, лазурита, богачи использовали для декора сбруи, кроме серебра, золото.
При быстрой езде все металлические детали издавали мелодичный звон, который был слышен издалека.
Еще одна деталь, без которой нельзя себе представить любое седло, — это стремена. Изобретение стремени сыграло исключительную, даже в некоторой степени печальную роль в истории приручения и использования лошади. Впервые стремена появились предположительно в Китае во II веке н.э. Одно кольцо подвешивалось на ремнях к седлу. В это кольцо всадник вставлял пальцы ноги и прыжком садился на коня- в то время одно стремя служило лишь в качестве ступени для удобства посадки. Спустя только четыре столетия стремя расширилось до размера ступни. Позднее, когда вместо одного стало два стремени, это обстоятельство перевернуло все представления о возможностях использования лошади- человек получил опору. Они не только укрепили посадку в седле, но и высвободили руки. В освободившиеся руки тут же было вложено оружие: лук, меч, щит, лассо, пика.
Материалом для изготовления стремян служили медь (гуулин) и железо. Тюрко- и монголоязычным племенам издавна была известна одна общая форма с круглым или продолговатым основанием и высокой дужкой. На протяжении веков именно эта форма оставалось неизменной, стремена отличались друг от друга только по их декоративному оформлению. Бурятские мастера- седельщики использовали медные стремена, которые приобретались в Китае или Монголии. Ввиду их редкости и высокой цены они были доступны только состоятельным заказчикам. Для повседневных седел стремена делали мастера- кузнецы, основным материалом служило железо. По сравнению с монгольскими, бурятские стремена были по декору проще. Железо- прочный материал, но он не обладает красотой благородных металлов. Чтобы украсить изделия из железа, применяли серебрение. Кочевники добывали и обрабатывали железо задолго до прихода русских.

Ташуур»-(Плеть) — символ власти и удачи. Около пяти тысячелетий назад с приручением коня появились первые уздечки, кнут и плеть (ташуур). Издревле всадник понукал коня с помощью плети и ног. Такой способ езды был вполне пригоден для пастухов-коневодов. В эпоху масштабных военных походов навыки верховой езды приобрели особую важность, стали развиваться и усложняться и приспособления для управления конем. Однако самые искусные наездники обходились плеткой. У монголов, арабов и турок и других народов Востока и к концу эпохи Средневековья в обиход еще не вошли даже шпоры. Таким образом, плетка во все времена оставалась универсальным инструментом понукания лошадей вкупе с мастерством наездника. Плетка также могла в руках всадника стать грозным оружием. В истории многих народов есть примеры, когда на вооружение были взяты разновидности кнутов и плеток, изначально предназначавшихся для погона лошадей и скота. Это казачья нагайка, и древнерусский кистень, и китайский хлыст (тяо), и кнут и плеть. С древних времен племена степных номадов — монголов и протобурят — жили в тесном тандеме с основной производственной силой их кочевого хозяйства — лошадью. Овладение искусством верховой езды начиналось с раннего детства. Искусные наездники, они веками обходились при пригонке лошадей и скота лишь плеткой или кнутом, совершенствуя это орудие и придавая ему особую значимость и символичность в формирующейся самобытной культуре. В древности человек не был защищенным от всего, что происходило вокруг. Поэтому он искал способы обезопасить себя и своих близких от сложностей, происходящих в непонятном и страшном мире. Человек верил в то, что существуют некоторые вещи, которые смогут уберечь его от всяких опасностей. В это людей заставляли верить и служители культа, которые при исполнении своих культовых обрядов пользовались различными магическими вещами. Оберегом могли стать самые обыкновенные предметы, которые наделяли магическими заклинаниями. Они, в основном, предназначались для защиты и охраны. Усилить потенциальные возможности оберега можно с помощью молитвы, заговора или специального наговора. Помимо основной функции для погона лошадей и скота кочевники рассматривали плеть, как своеобразный оберег. Кочевник постоянно ее носил с собой, и она становилась как 6ы немым свидетелем и другом в трудной кочевой жизни. Номад стал замечать удивительные свойства плети-оберега. Если ташуур висел в юрте с левой стороны от входа, то нечистая сила не могла проникнуть в жилище. Когда приходилось кочевнику ночевать в степи, то он клал ташуур под голову, чтобы злые духи обходили его стороной и во время сна не снились ему плохие сны. Они верили в то, что они смогут охранять их от разных недугов, влияния дурного глаза, от нападений хищных зверей. В дальнюю дорогу, в военные походы кочевники обязательно брали с собой плети-обереги, которые на чужбине напоминали им о родном доме и согревали душу. Плетью-оберегом кочевники начали лечить больные места. Они прикладывали ташуур к месту лечения на некоторое время, затем рубили воздух, освобождая от негатива свою плеть. По преданию Тэмуджин, будущий Чингисхан, в местности Цонжин Болдог в Монголии обрел ниспосланную небом — Хухэ Мунхэ Тэнгэри — золотую плеть (алтан ташуур). Поэтому он имел неограниченную власть над своими подданными. Золотая плеть приносила ему удачу в боях. Во время похода на Тибет Великий хан, уронил свою любимую плетку. Когда его сподвижники хотели поднять ее, Чингисхан сказал: «Байг, байз» («Стой, не трогай») и, оглядев местность, добавил: «… Здесь богата и обильна земля, в миг, когда чуть качнулся я, выпала вдруг плеть моя. Не Хурмаста ли тенгри знак подают, и указывают на судьбоносную эту страну…». В результате этого события Тибет не был покорен великим полководцем. Ташуур делается из перевитых кожаных ремней с рукоятью. Хвост его плетут косичкой очень туго, чтобы кожа не могла размякнуть и туда не попадала влага. У бурят исконно существовал ташуур двух видов: для мужчин и женщин. Мужской ташуур изготавливался с более длинной рукоятью и больше диаметром для лучшего обхвата пальцами рук, а женский- тоньше и покороче. Ташуур — оберег является грозным орудием, Ударяющим и рассекающим пагубную или негативную энергию, исходящую от злобных людей, а затем сметающим ее прочь. Ташуур, как оберег, изготавливается иначе, чем традиционная плеть для поганки скота. Рекомендуется изготавливать оберег самому или заказать мастеру дархану, имеющему посвящение «Дамдин Дорлиг». Оберег делается с одной стороны рукояти головы дракона, тигра или волка (луу, бар, буртэ-шоно), которые символизируют власть и силу, а на конце рукояти голову коня (хии морин) символизирующая удачу. Дракон, тигр или волк держит зубами хвост плети. Изготовленную вами плеть, или ташуур приобретенный надо освятить буддийскими благовониями «санзай». После этого возьмите в руки ташуур и приложите своей голове, туловищу, к рукам: тем самым вы делаете ташуур — оберег своим, совмещая его с собственной аурой. Издревле считается, что ташуур благоприятствует во всех делах своего хозяина в силу своего величия и власти. Он способствует финансовой стабильности, богатству и приумножению благосостояния, а также способствует росту профессиональной карьеры, поддерживает и оберегает здоровье, охраняет ауру своего хозяина. Ташуур можно повесить на стене с левой стороны от входа в дом или хранить в гунгарбаа. Можно возить его в машине в чистом укромном месте подальше от любопытных глаз, а женщинам носить в сумочке. Можно повесить в невидном месте рабочего кабинета. Его нельзя давать в руки другим людям, людям с негативной и тяжелой аурой, не давайте даже своим родным или детям. Нельзя бросать ташуур на землю, на пол, наступать или переступать через него. Ташуур является Вашим оберегом, который защищает только Вас. Хотя бы раз в полгода ташуур нужно вынимать, держать в руках, любоваться своим защитником, при этом надо им несколько раз «разрубить» воздух — дать поработать оберегу, соприкоснуться с окружающей Вас энергетикой. Если к Вам пришел человек с негативом, возможно при этом произошла ссора или ругань, то после его ухода из помещения ташууром рассекайте негативную энергию, оставленную им. Имея при себе ташуур, надо вести себя спокойно и достойно, ни в коем случае не выходить из себя. Всегда помните, что ташуур это грозное оружие, перед тем, как пустить его в дело надо взвесить все последствия. Если будете находиться с ним в гармонии, то он будет иметь магическую и волшебную силу для Вас.

Налучье и колчан также прикрепляли к поясу специаль¬ными колечками, при этом налучье висело не вертикально, а наискось, что бы¬ло удобно при верховой езде. Колчаны располагали таким образом, чтобы они закрывали правую часть спины и предплечье, упираясь в локоть. Оружие, которое использовали буряты, отличалось массой вариаций. Одним из непременных его атрибутов первоначально был деревянный лук, используемый для охоты. Но со временем оттачивалась техника его изготовления, а потребность защищать свои земли превратила лук в мощное боевое оружие. Стрелы лежали в специальных футлярах, но и те и другие могли, в зависимости от ситуации, играть различную роль в жизни бурят, да и отличаться по внешнему виду.
В условиях похода (охота, война) стрелы размещались в обычном колчане общеазиатского типа на деревянной основе. Он назывался hаадаг. Как правило, его делали из бересты, а затем обрамляли кожей или прочной тканью яркого цвета, любовно украшая наружную часть бисером, кораллами, тиснением, металлическими пластинами. Колчан имел несколько отделений, границами которых были отрезки толстого, обтянутого красным сукном жгута. В этих секциях находилось до двадцати стрел разных типов и предназначения, лежащих наконечниками вниз, а оперением кверху. Таким образом сохранялись стабилизаторы и достигалась высокая скорость стрельбы, без чего невозможна успешная погоня за добычей и победа над врагом. Колчан у бурят помещался на правом бедре, для чего портупея перекидывалась через левое плечо. Так удобнее было брать из него стрелу правой рукой и поворачивать ее острым концом вперед. Но, помимо такого походного колчана, использовались и особые стационарные стрелохранилища – хэhэнэг, являющиеся непременным элементом домашнего убранства в каждой юрте.

фото из фондов музея

 

 

Дата публикации: 16.06.2021
В новости