Богатство и судьба — взаимосвязанные категории в миропонимании агинских бурят. Поскольку стержневой составляющей мировоззрения была вера в предназначение свыше, считалось, что кому предопределено свыше, тому богатство придет само. Под ним подразумевалось обилие земных благ, связанных с представлением о доле, судьбе, удаче и благосклонности Бога, высших сил.
«В традиционной культуре труд и собственность могут получать высокую или низкую оценку; их роль в человеческой жизни можно понимать по-разному. Хозяйственная деятельность — составная часть общественной практики взаимодействия человека с миром и его творческого воздействия на мир. Она отражает жизненные установки общества, и поэтому реконструкция категорий труда и собственности существенно важна для понимания духовного климата, господствовавшего в этом обществе». Существенное значение придавалось способам и источникам накопления богатства. В народном фольклоре выражается негативное отношение к лицам, нажившим свое добро неправедным путем: бухаhаниин булшангаараа гараха —«нажитое обманом выйдет наружу другим боком». Возмездие за обогащение неправедным путем могло последовать как при жизни, так и после ухода в мир иной или же, как уже отмечалось, могло преследовать потомков. В зависимости от способа обретения богатство подразделялось на переданное по наследству, родовое, имеющее под собой основу — улатай, т.е. нажитое собственными усилиями, и приобретенное нечестным путем —улагуй (досл. «без основы, подошвы»). По мнению знатоков старины, состояния современных собственников не имеют под собой основы, т.к. накоплены в короткие сроки. Материальное благосостояние служило подтверждением высокого социального статуса человека в обществе и выполнения сопутствующих ему обязанностей. Такие люди пользовались непререкаемым авторитетом и избирались начальниками. Чтобы заслужить почет и уважение у сородичей, богач должен быть им опорой, в тяжелые времена оказывать поддержку нуждающимся. В памяти агинских бурят до сих пор живо имя Зодбоева Сандана, обладавшего в свое время огромным, по меркам бурят, состоянием.
По данным биографии, Сандан родился примерно в 1840-х годах, принадлежал роду шарайд. Изначально он не был богатым. Нажил богатство, приумножив отцовский скот. И к 23 годам своей предприимчивостью стал одним из самых богатых людей Агинской степи, предпринял попытку получить пост главы Хилокской инородной управы. Но так как ему еще не было 25 лет, его предложение отклонили. Тогда Сандан Зодбоев достиг своей цели, расположив к себе членов родовой общины.
Будучи главой, он навел порядок, запретил воровство, драки и ссоры, провинившихся сурово и публично наказывал, дабы остальным не было повадно, участвовал во всех праздничных мероприятиях. Народ уважал его, он был влиятельным человеком в своих кругах, обращались к нему не иначе, как «Сандан баабаймнай» («Наш батюшка (отец) Сандан»).
Сандан-ноён (начальник) пожертвовал 108 голов скота на приобретение 108 томов «Ганжура», 80 волов, 1000 лошадей, 250 баранов и 500 ланей серебра — на строительство Агинского дацана «Согчен дуган».
В последние годы количество его скота уменьшилось. У него осталось в общей сложности 1800 голов скота, в том числе 700 лошадей, 200 голов КРС, 120 верблюдов, 800 овец.
На него работали 15 человек. Он платил им по средней мерке, по крайней мере, по сравнению с богачом Шагдаром не был скупым. Владел монгольской письменностью, в течение нескольких лет был заместителем главы Агинской степной думы. Один раз побывал в Петербурге, ездил по делам в Монголию, Китай, Пекин.
Хранил свои деньги в основном в государственных банках, давал их под проценты. Если кто-то был не в состоянии вернуть долг, забирал весь его скот по сниженной цене или же заставлял отрабатывать долг. Таким образом, последний становился его слугой.
В 1880-м году у него насчитывалось 1500 лошадей, 2000 овец. В 1930-м году у него было 500 лошадей, 500 коров, 2000 овец и коз, 100 верблюдов. Все они были объединены с колхозными стадами. Он сам был отправлен в ссылку (по слухам)
Его биография хранится в Санкт-Петербургском архиве. Кроме этого, в 1935-37-х годах по заказу Н. Поппи сборник его записей был отправлен в Монгольский фонд Петербурга. Туда входят 141 песня, загадки, пословицы и поговорки, его рукописи, посвященные обычаям и традициям агинских бурят.
По одному из источников биографии Сандана. Д. Бубеев писал, что он родился в 1837-м году в местности Кункур и там же умер в семидесятилетием возрасте.
Факты могут искажаться, так как свидетелей того времени на сегодня нет.
Книга 108 Гордость древней Аги, ЭТНОЛОГИЯ РЕГИОНА
(НА ПРИМЕРЕ БУРЯТ, ЯКУТОВ, ЯВЕНКОВ, ЭВЕНОВ И ТУВИНЦЕВ) канд. филос. наук, доцент Полюшкевич О.А.
ст. научный сотрудник: Сультимов Б.Б.