Ровно 130 лет назад наше Забайкалье посетил цесаревич Николай II- об этом наш рассказ.
В 1890-91 годы русский император Николай II, еще, будучи наследником престола, совершил путешествие на Восток, притом это путешествие было вовсе не туристического характера, а имело политические цели, применительно к интересам российского государства на Востоке.
В поездке по миру цесаревича Николая Александровича сопровождала свита в сто человек. На двух кораблях цесаревич проплыл Средиземное море. Далее путь лежал через Суэцкий канал в Индийский океан. Он увидел разные народы, множество стран. Его повсюду встречали с большой помпой — Россию знали повсюду».
В Японии с цесаревичем произошло опасное происшествие. После его прибытия разнесся слух, что он приехал, чтобы жениться на японской принцессе. На одной из площадей на него напал возмущенный слухами самурай и ударил мечом. Удар пришелся плашмя. Российский гость упал, брызнула кровь. Все были в шоке. В Японии до сих пор хранится платок, которым вытирали кровь Николая.
После такого ЧП царь Александр III переполошился, «кругосветка» была прервана. Первоначально планировалось доплыть до Камчатки, Чукотки, пройти через Берингов пролив в Северный ледовитый океан. И, вероятно, через него добраться до Санкт-Петербурга. Однако, высадившись во Владивостоке, цесаревич возвращался домой через Сибирь.
Это возвращение наследника через Сибирь, было связано с обязанностями государственного характера, в частности с предстоящем строительством Великого Сибирского Пути, в официальной закладке которого близ Владивостока цесаревич и принял участие.
Обратный путь пролегал, на пароходе, по Амуру и Шилке до Нерчинска, а далее по суше в экипаже. В Забайкальской области Николай останавливался в городах и поселках, так в течении двух недель июня он посетил Горбицу, Кару, Уктычу, Сретенск, Нерчинск, Мирсаново, Казаново, Размахнино, Князе-Урульгу, Кайдалово, Турино-Поворотное, Маккавеево, Атамановку, Читу, Черновский, Домно-Ключи, Беклемишево.
Встреча Цесаревича с агинскими бурятами произошла на станции Турино-Поворотное. После торжественной церемонии с вручением хадака, царский кортеж в сопровождении всадников, вооружённых луками и стрелами, направился к юрточному городку.
Вот как это описывает в своей книге «Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890—1891)» российский дипломат, ориенталист и публицист князь Эспер Эсперович Ухтомский, участник этого путешествия: «Солнце близилось к закату, когда Его Императорское Высочество подъехал к устроенному для него Агинскими бурятами павильону и раскинутым вокруг юртам. Здесь Агинское ведомство устроило торжественную встречу своему Дорогому Гостю. Поздоровавшись с чинами Турино-поворотной конвойной команды, с казаками и сотнею казачат, наследник Цесаревич принял приветствие помощника Тайши Зодбоева (старший Тайша Зориктуев, по болезни не мог двигаться) и заседателя Степной думы Жиана Бодина, поднесших на серебряном блюде хлеб-соль. По пути к павильону стояли родовые главы и другие почетные инородцы. Особо назначенный почетный бурят поднес по древнему восточному обычаю зонт над Царственным Гостем. Среди юрт по своим размерам и особой отделке выделялась юрта, предназначенная цесаревичу в подарок. Поблагодарив бурят за прием и за подарок, Его Императорское Высочество пожелал переночевать в ней.
К званому обеду, происходившему в разубранном флагами павильоне, был приглашен помощник Тайши и заседатель думы Жиан Бодин. Во время обеда все было освещено разноцветными шкаликами, кругом горели огромные костры… Но скоро все успокоилось, и свита разошлась по отведенным юртам.
В юрте находилась вся обстановка богатого бурята: направо от входа была поставлена кровать с шелковым покрывалом над нею. Против входа находилось особое сидение в виде трона, с высокой спинкой, а над сидением особый навес, налево от входа был поставлен алтарь для бурханов (богов), с разными преимущественно серебряными предметами для жертвоприношений. По углам стояли сундучки и ящики бурятского изделия, другая их туземная утварь. Пол юрты был устлан коврами.
День с цесаревичем
17-го июня довольно рано все уже были на ногах. Чтобы показать агинским бурятам свое расположение, а в лице их расположение к инородцам Забайкалья вообще, Его Императорское Высочество изволил осчастливить представителей агинских бурят, сфотографировавшись вместе с ними.
В честь цесаревича был устроен спортивный праздник «эрын гурбан наадан» («три игры мужей»): стрельба из лука, борьба и конные скачки.
Несколько отборных бойцов по очереди схватывались друг с другом, напрягая все свои силы, прилагая все умение и ловкость. Победители тут же награждались, но и побежденные не оставались забытыми. Фотограф сделал несколько снимков борющихся.
Затем происходила скачка. Лошади, управляемые бурятами-мальчиками, были пущены вдоль по дороге, со стороны станицы Маккавеевской. Лошадь, прискакавшая первая, по бурятскому обычаю составляла собственность Наследника Цесаревича; на лошадь сел один из бурят (писарь думы Батхаев) и по-бурятски же прочел особое “похвальное слово” Его Императорскому Высочеству, а затем восхвалял достоинство лошади. Наградив всех скакавших золотыми полуимпериалами и серебряными рублями, Наследник Цесаревич изволил подарить лошадь тому мальчику, который на ней скакал.
Перед отъездом были пожалованы награды и подарки: Тайше Зориктуеву — золотая медаль, Зодбоеву, Жиану Бодину и головам (Дылгыр Галсанову, Доржи Юмсунову, Юндун Сандакову, Ланхова Санижиеву, Базар Содонову, заседателю Намдаку Дылыкову, Базар Цыбикову, Доржи Очирову) серебряные медали для ношения на шее. Его Императорское Высочество пожаловал еще 500 рублей за угощение бурят».
«Цесаревич был в восторге от Забайкалья и от бурят. Он тогда впервые познакомился с ними. Восхитился, какие они прекрасные наездники. Какие они гостеприимные, как хорошо готовят и угощают. Хотя наследника престола было трудно этим удивить. Цесаревич очень высоко отозвался о бурятах. И когда он стал царем, если прибывали делегации из Забайкалья, он давал им особую аудиенцию, обязательно выходил на встречу с рукопожатием, благоволил к просьбам, старался помочь».
Проект встречи Цесаревича Николая населением Агинского
ведомства на станции Турино-поворотна (11 марта 1891 г.):
- Для предложения в дар устроить одну войлочную юрту со следующими принадлежностями: а) юрта имеет быть из 10 решеток деревянных с такой же трубой, основанной на таковых же колах и накинуты войлоками, обшитыми различными узорами на шелковых материях, кругом опоясанной волосяными шнурами, обшитыми тоже хорошею материю, занавесами внутри из лучших шелковых материй, пол деревянный из тонких теснищ, на котором должны быть войлочные паласы, покрытые зеленым тонким сукном.
- В юрте должны быть поставлены столы деревянные, окрашенные для бурхана, на который будут поставлены статуя Будды, перед ним жертвенные серебряные чашечки, количество – семь, и семь серебряных изображений семи сокровищ, серебряный кадильник, колокольчик, раковина и метелка.
- Сидалище для его высочества с балдахином и шелковыми подушками и перед ним должен быть столик в бурятском вкусе.
- Три пары ящиков деревянных, стол с комодом для посуды, чаши и железный таган для огня, щипцы для подкладки аргала (топливо) и один арак с пальцеобразной лопатой для собирания аргалов; лопата для убора пепла, шесть деревянных красных китайских чашек, одна металлическая поварешка иначе разливательная ложка, серебряный кувшин для воды, деревянные блюда, деревянная ступка с пестом.
В селе Хара-Шибирь впервые в 2020году прошли скачки памяти земляка, наездника Балдана Дэмбрэлэй, который 15 июня 1891 года на реке Тура в составе делегации агинских хоринских бурят встречал цесаревича, будущего императора России Николая II. Молодой наездник, стал победителем конных скачек на 25 км. Он был удостоен высокой награды — серебряной медали и подарка — лошади от
цесаревича, осуществляющего свой вояж по всей империи — от Сахалина до Санкт-Петербурга.
…Благодарные наследники наездника Балдана Дэмбрэлэй, победителю конных соревнований вручают новенький автомобиль «Лада-Гранта».
9 апреля 2021 года на праздновании юбилея Агинского национального музея им.Г.Цыбикова наши коллеги из Нерчинского краеведческого музея подарили уникальные фотографии тех лет с историческими записями самого цесаревича Николая о том, как хлебосольно и богато встречали его буряты и, что «с большим удовольствием буду всегда вспоминать о приеме и днях, проведенных у бурят!».