Природные и духовные сокровища. Алханай. Чрево матери

Природные и духовные сокровища. Алханай. Чрево матери

Эхын Умай. В 300 м к северо-востоку от Храма Ворота, по тропе, идущей вверх по склону, расположена так называемая пещера Эхын Умай (Чрево Матери). Это небольшой естествен­ный грот, расположенный в основании скального обнажения горы. По форме он напоминает неполный цилиндр, плоскость осевого сечения которого лежит на земле. Длина грота 4 м, а максимальная высота его 70 см. В 1 м от входа на полу грота лежит плоский камень, выполняющий функцию алтаря. На нем возжигают благовония и располагают жертвоприношения, чаще всего рис, деньги, хадаки. Жертвенные дары в виде небольших лоскутков материи подвязывают на ветви берез, растущих вблизи пещеры. В русском переводе эхын умай — чрево матери, матка. По представлениям верующих, Эхын Умай обладает магическим воздействием на детородные функции женщин. Сам акт магического сношения с Эхын Умай состоит в том, что женщина должна, проникнув в пещеру, отщипнуть руками кусочек камня от ее стен. Таким образом она получает магиче­ское исцеление и способность иметь детей. Существует множе­ство былин и рассказов о реальных случаях исцеления женщин от бесплодия и различных гинекологических болезней посред­ством Эхын Умай.

Традиция почитания горных пещер на основании представле­ний о связи последних с магией чадородия имеет глубокие анало­гии у многих народов Центральной Азии. По убеждению этногра­фов, традиция эта генетически восходит к древнейшему куль Матери-Земли. Следы этого культа содержатся в мифологии тюрок, бурят, монголов и других центрально-азиатских наро­дов [Абаева, 1992; Герасимова, 1969, 1989; Жуковская, 1977, 1988]. Очевидно, традиция почитания Эхын Умай относится к числу наиболее архаичных, добуддийских культов г. Алха- най. Аналоги можно проследить и на Алтае. Так Л. Н. Потапов [1946] отмечает: “…в хакасских обрядах магического лечения бесплодия хранительница души Ымай иддже, обитавшая в г. Ымай-тасхыл, посылала плоть и кровь ребенка в виде белой птички…. В функциях божества Умай есть характерные соче­тания того, что относится и к смерти, и к жизни. Умай —

хранит­ельница душ; она принимает и провожает души умерших и хранит души для их возвращения к жизни, оберегает души детей и дарует их бездетным”. Подобные сюжеты отмечены С. Г. Кляшторным, который пишет, что в орхонских стелах названы только три божества: Тэнгри (Небо), Умай (богиня плодородия, покровительница новорожденных, олицетворение женского начала) и Ыдуп-йеруб — земля —вода.

Из книги «Алханай. Природные и духовные сокровища»,

авт. М.Ц.Итигилова, Новосибирск, 2000 г.

 

Дата публикации: 09.12.2022
В новости