Лошадь с глубокой древности служила человеку, была его надежным другом. Предки бурят особо почитали лошадей и огромное значение придавали сэргэ (коновязи).
«В прошлом году у каждого бурята возле юрты стояло сэргэ. Коновязь делали из березы. Сэргэ имела огромное значение для кочевых народов и носила глубокую смысловую нагрузку. Сэргэ имеет множество символически значений: это моя земля, это место имеет хозяина, а также означает гостеприимство, дружелюбие, богатство, надежность, постоянство и чистоту намерений. Красиво и ладно сооруженная коновязь означала глубокое уважение к лошади своего гостя. Согласно обычаю степняков, гостя встречают у коновязи, принимая поводья его коня, помогают спуститься , придерживая стремена, а затем под руки вводили в юрту. Сэргэ перед юртой степняка означала призыв «добро пожаловать». Отсутствие коновязи как символа гостеприимства не украшало хозяев. Путники не останавливались и не входили в юрту.
Сэргэ сооружалось для мужчины три раза в жизни – в связи с рождением, созданием семьи и со смертью. При появлении мальчика в семье отец водружал сэргэ, в знак уважения продолжателя рода. Когда сын приводил невестку в дом, то родители после свадьбы ставили ставили им новую юрту и устанавливали на юго- западной стороне от входа в юрту, с мужской стороны жилища новую березовую сэргэ.
В старину говорили: «Пока стоит сэргэ- жива семья и его род». Богатые буряты иногда в ряд ставили до девяти коновязей. Состоятельные кочевники ставили три коновязных столба, иногда по числу сыновей, продолжателей рода. Бедные довольствовались чаще всего одной коновязью. Нельзя было разрушать сэргэ, пока оно не придет в негодность.
Сэргэ также символизировала «древо жизни» объединяющие три мира. На столб наносилась обычно три кольцевых канавки. Верхняя канавка предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей, средняя – для лошадей обычных земных людей, нижняя – для лошадей представителей подземного мира»
Источник: книга «Обгоняя дыхание ветров»,2013 г., с. 43.