Певец родного Чиндалея

Певец родного Чиндалея

Дата публикации: 08.10.2021

В марте 2018 года на девяносто четвертом году ушел из жизни участник Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда, заслуженный работник культуры АБАО Раднаев Юндун Цыренович. Юндун Цыренович, который внес значительный вклад в сохранение и возрождение культурного наследия родного села Чиндалей. Работая учителем истории, он занимался этнографией и краеведением, собрал большой исторический материал.

В 1989 году основал музей в родном селе и проработал его ди ректором и смотрителем до 2010 года. Музей является научно-исследовательским учреждением и хранилищем материальных и духовных ценностей чиндалейцев. Благодаря его кропотливой работе, по крупицам собранным материалам, была создана летопись села Чиндалей, начиная с 1900 года по нынешнее время.

Экспозиции отделов музея повествуют о разных периодах истории края, эволюции традиций и быта бурят. Юндун Цыренович вел поисково-восстановительную работу в области генеалогии своих земляков (Угай бэшэг).

Родился в 1924 году в с. Чиндалей. Окончил курсы младших командиров в звании младшего сержанта артиллерии. Служил в 94-й стрел­ковой дивизии 97-го артиллерийского полка 3-го дивизиона. В составе Забайкальского фронта принимал участие в штурме Квантунской армии в укрепрайоне г. Хайлар. Его воинское звание — подполковник. Награды: орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Японией», «За освоение целинных земель», «За трудовую доблесть».

Каждый настоящий бурят должен знать свои корни, чем славен их род, высоко нести свою честь, не запятнать имя своего отца. Каждый род имел свою песню-восхваление, легенду о своем роде и крае. Юндун Цыренович исполнял эти песни и легенды о родном крае, о людях этой земли на старинном бурятском музыкальном инструменте — морин-хуур. В музее хранится топонимическая карта Чиндалея, которую он создал вместе со старожилами села. Он занимался литературной деятельностью. Увлекался поэзией, писал стихи, воспевающие красоту родного края, его горы и реки, степи и леса. Писал статьи и очерки о людях своего села. Его жизнь, его дела — достойный пример для подрастающего поколения.

 

Писать стихи Ю.Ц. Раднаев начал в 90-ые годы. После работы в школе, уже на заслуженном отдыхе, ему, человеку с неспокойной душой, выдалось больше свободного времени, и он занялся сбором материала для музея, переписывался со многими своими известными земляками, вел дневниковые записи. Именно в этот период он занялся литературной деятельностью и назвал свои стихи «Старческие».

Его стихи можно разделить на несколько частей:

1 часть: Стихи о родном крае – «тоонто»

2 часть: Природа родной земли

3 часть: Стихи — посвящения людям своего края

4 часть: Тема войны

5 часть: Стихи – пожелания – «Захяа угэнууд»

6 часть: Малышам детского сада, внукам и правнукам

В его стихах простой агинский пейзаж оживает, обретает живую душу. Юндун Цыренович пишет стихи о природе, о родном крае — тоонто, о людях, его населяющих. Пусть его стихи и не такие совершенные, но в них столько тепла, любви к родной земле. Только человек, глубоко любящий и знающий родной край, его топонимику, впитавший эту любовь с материнским молоком, может писать так много стихов посвящений к различным уголкам своей земли (hонгинто, Хужартай,  Жэбхээhэн…)

Природа для него — это важный путь лирико-философского осмысления тайн Вселенной. Издавна буряты поклонялись матери — природе, почитали ее, все это находит отклик в его стихах.  В них звучит особая душевная отзывчивость ко всему красивому. Как бы не сама природа, а огромное впечатление от ее таинственной красоты является важным автору: улаалзай – саранка, ая – ганга (трава голубая), «ая – гангын хангалтай».

Улаахан ягаахан улаалзай

Уула хадаяа шэмэглэбэ.

Ялагар улаахан унгоороо

Ялалзан намилзан хиидэбэ.

Описывая природу, в тоже время поэт пытается «войти» в нее, чувствуя ее настроение, понимая ее язык. Сам автор в своих стихах раскрывает красоту бескрайних степей, синих гор и прозрачность ручейков.

Автор не только знает и любит природу, но и ищет, и находит свежие краски для того, чтобы образно передать красоту родного края. Автор этих стихов в обыденном, можно сказать, в повседневном, умеет замечать что-то прекрасное, осмыслить, философски их обобщить. Юндун Цыренович, как поэт, обладает талантом вкладывать в самую простую деталь значительное содержание. В его стихах чувствуется неразрывная связь человека с родной природой, родным краем.

Когда читаем стихи Юндун Цыреновича, ощущаем ароматный запах степей, душистого багульника, благовоние голубого цветочка ая- гангы, теплое дыхание родной земли, журчание светлого ручейка, теплоту нагретого за день камня, трель поющего жаворонка высоко в небе, и мы проникаем в этих стихах в сущность единого бытия неброской и величавой природы. А в центре этого «живого» мира природы «эхирхэн хоёр Υндэрнyyд» — символ родного края.

Ая гангын хангалтай

Алим жэмэс элбэгтэй

Эхирхэн хоер Ундэнуудтэй

Элдин элбэг Адагалиг.

Природа для него – олицетворение истины и красоты жизни. Красота природы открыла для него способность видеть живую природу, которая имеет свою душу. Для него и родные горы, и ручейки, и аршаны имеют свою душу, свое имя. К ним идет народ поклоняться, набраться сил.

Аалихан ууралтан урданхай

Арюун шанга эршэтэй

Аргами шэдитэй аршаамнай

Ага, Шандали нютагуудта

Алдар солоор суурханхай юм.

Сила его художественной мысли в том, что он построил систему взаимоотношений Человек – Природа – Земля – Вселенная.  н знает много сказаний и легенд о родном крае, о приметах и природных явлениях. В некоторых стихах он выступает, как сказитель – улигершин, играющий на древнем музыкальном инструменте – «морин – хууре» и напевно рассказывающий древние мифы, былины и легенды. Это такие стихи, «Хабшуу», «Мантаряанта», и другие:

Манай мэдэхэ сагhаа

Монсогор, шобогор оройтой,

Могойн хородог эшээнтэй,

Мантаряанта нэрэ алдартай,

Малагар соходо адлихан,

Малаан халзан оройтой,

Майла наруули газартай,

Мангир тарнаан шэмэгтэй,

Малай эдеэлсэ элбэгтэй,

Мантан, мантан Мантаряанта!

Юндун Цыренович, истинный знаток и патриот своего края, призывает к бережному отношению к матери-природе, знать и охранять святые места, поклоняться и беречь их. В его стихах пожелания о том, чтобы тучнели стада, благодатные дожди орошали землю, земляки прославляли родную землю и пели добрые песни. Значит, природа в стихах Юндун Цыреновича – это олицетворение самой жизни, земной и космической…

Как человек, который много повидал на своем веку, Юндун Цыренович писал стихи – пожелания, стихи – завещания своим детям, подрастающему поколению: «Алтан дэлхэйдэ хунэй бэеэ оложо турэхэмнай буян гэжэ урданай наhатайшуул хэлсэдэг байгаа. Тиимэ ушарhаа тоонто нютагаа хундэлхэ, мартахагуй, hанажа ябаха хун бухэнэй уялга болоно.»

Его творения имеют огромное значение для подрастающего поколения и просто для тех, кто любит свою малую родину и свой край. Малая родина — это тот уголок земли, откуда человек черпает свои силы, которая вдохновляет его.

Мытыпова Дугарма Юндуновна, хранитель фондов музея имени Цыренова Б.Ц.

с.Чиндалей Дульдургинского района

В новости