Первый бурятский учитель, просветитель, переводчик — Убаши-Цыбик Онгодов

Первый бурятский учитель, просветитель, переводчик — Убаши-Цыбик Онгодов

Среди бурятских просветителей середины XIX века видное место занимает народный учитель Убаши-Цыбик Онгодов, жизнь и деятельность которого были освещены Г.Н. Румянцевым в брошюре «Описание архива У-Ц. Онгодова» (Улан-Удэ, 1959).

У-Ц. Онгодов родился весной 1831 года в урочище Сагаан-Шулуутай Агинской степной думы. Отец его занимал­ся охотой, знал ремесло столяра. Все это приносило весьма скудный заработок. Нужда гнала родителей на поиски хлеба насущного за пределы родовых кочевий.

Детство Убаши-Цыбика прошло в Нерчинске. В 1838 году он был определен в Нерчинское уездное училище, где общи­тельный, любознательный мальчик, проявлявший к тому же большую тягу к знаниям, стал общим любим­цем учащихся и учителей. Учителя поощряли и поддерживали его и морально, и матери­ально. Тем более что в 1841 году Убаши-Цыбик, лишившись отца, остался с больной ма­терью. Позже У-Ц. Онгодов вспоминал, что ему оказывали некоторую материальную помощь учителя монгольского и русского языков Л.Д. Шергин, Л.Н.Попов, смотритель училища И.А. Чижов и др. Агинский тайша, известный летописец Т. Тобоев также при­нимал участие в судьбе мальчика. У его по­кровителей возникла мысль отправить У-Ц. Онгодова для продолжения образования в Казанский университет. Однако не суждено было ему учиться в университете — не мог оставить старую мать. Вместо университета, готовящего лучших к тому времени ученых- востоковедов, он вынужден был искать по­сильную службу на родине.

Нерчинское училище У-Ц. Онгодов окон­чил весной 1845 года. Выдержав специ­альный экзамен по монгольскому языку, в начале 1846 года был назначен преподавателем монгольского языка Агинского бурятского приходского училища.

Здесь проработал до 1865 года. В 1852 году У-Ц. Онгодов был удостоен звания старшего учите­ля; кроме монгольского, стал преподавать русский язык. В 1854 году был освобожден от подушного оклада и в 1857 году произ­веден в коллежские регистраторы. В 1860 году за отличную службу получил сере­бряную медалью с надписью «За усердие». В представлении Министерства народного образования было сказано: «Учитель Онгодов отличается особым усердием, рвением в исполнении своих обязанностей по обу­чению детей… По отзыву военного губер­натора Забайкальской области, училище это найдено им при посещении в бытность свою в Агинской думе в отличном порядке; ученики показывают большие успехи в пре­подаваемых предметах, а учитель Онгодов отличается требующимися от учителя по­знаниями, надлежащими педагогическими качествами и добросовестным исполнени­ем своих обязанностей.

У-Ц. Онгодов активно выступал за рас­ширение сети частных и государственных школ на территории Агинской степной думы, открытие новых бурятских училищ. Выдвигал идею перепрофилирования улусных частных школ «в самостоятельные казенные дацанские приходские училища под ведом­ством народного просвещения».

В 1865 году У-Ц. Онгодов был направ­лен во вновь открывшийся в Чите мужской пансионат для работы с бурятскими детьми. В качестве переводчика, учителя-воспитате­ля он проработал в пансионате до 1870 года. Ежегодно в пансионат принимали до 25 детей из бурятских семей. В 1871 году У-Ц. Онгодов работал в Читинском михайловском приход­ском училище. Вскоре он уезжает на несколь­ко лет из Забайкалья.

В 1872 году У-Ц. Онгодов становится переводчиком монгольского языка в Семипалатинском областном управлении. Обстановка в регионе, контролируемом этим управлением, особенно на его юго-восточной окраине, непосредственно примыкавшей к Джунгарским воротам, была весьма сложной.

Закрытых границ с четкой систе­мой пограничных постов не существовало. Кочевые племена киргизов, казахов, кал­мыков и других народов свободно пересе­кали пограничную зону. Это приводило к конфликтам, связанным в основном с уго­ном скота, грабежом имущества и захватом пастбищных угодий. Эти конфликты устра­нялись, как правило, путем долгой перепи­ски, обмена нотами протеста. Но поскольку деловые бумаги из Цинского Китая шли на маньчжурском, монгольском и других язы­ках, то для их перевода на русский требо­вались переводчики. Одним из них и стал Убаши-Цыбик Онгодов. По сохранившим­ся в его архиве официальным документам на монгольском и маньчжурском языках, их переводам на русский можно судить о том, что переводчик в совершенстве владел этими языками. Его умение читать и писать по-тибетски было замечено и оценено на­чальством, ибо через четыре года службы на новом месте (1876 г.) Онгодов был пред­ставлен к очередному чину — губернского секретаря. Однако по каким-то неясным причинам он вскоре оставляет работу пе­реводчика и в 1877 году поселяется на сво­ей родине — в Урда-Аге. Живет на неболь­шую пенсию, доходы от личного хозяйства и вознаграждение сына, служившего мон­гольским писцом в Степной думе.

Следует отметить, что У-Ц. Онгодов яв­лялся учителем исключительно творческого плана, уделял большое внимание методике. Он отказался от методики обучения по Уставу учебных заведений 1828 года. Работа по этой методике (чтение, заучивание) ничего не дает, как он выражался, «кроме попугайского чте­ния». Под влиянием К.Д. Ушинского Онгодов в обучении призвал на помощь родной язык учащихся, преподнося учебный материал урока на нем. Он перевел на бурятский язык «Родное слово» Ушинского, которым успешно пользовались учащиеся, написал «Монголь­ско-русский разговорник» для учащихся, ко­торый оказал большую помощь в овладении бурятскими детьми русского языка.

У-Ц. Онгодов решительно выступал про­тив политики свертывания обучения на род­ном монгольском (бурятском) языке. Касаясь предложения инспектора народных училищ Майделя о сокращении часов на изучение родного языка, Онгодов писал: «Неужели зна­ние грамоты на природном языке повредит цели прогресса, цивилизации… Напротив, проповедью на природном языке ко многому бы научили и многое бы научили, и многое бы усвоили учащиеся с совершенным понимани­ем». Он, наоборот, предлагал увеличить курс учения на монгольском языке на один год.

Творчество учителя У-Ц. Онгодова неразрывно связано с его литературным и научно­собирательским трудом. Он вел деятельную переписку с известными людьми того времени — монголоведом А.М. Позднеевым, археологом и антропологом Ю.Г. Талько-Гринцевичем, врачом тибетской медицины П.А. Бадмаевым, журналистом И.П. Макушиным и др.

Несмотря на преклонный возраст, У-Ц. Онгодов не переставал заниматься об­учением детей, т. е. своей профессиональной работой. Для этого он использовал одну из форм обучения детей, распространенных в те времена, — обучение на дому. Он занимался частным обучением в качестве приходящего учителя, называвшегося по-бурятски: ябаган багша (досл, «пеший учитель»).

Уй-Ц. Онгодов прожил долгую и плодотворную жизнь, наполненную трудами и заботами во благо своего народа. Умер в воз­расте 80 лет в 1911 г. на родине в Урда-Аге.

Дата публикации: 19.07.2022
В новости