«Педагогическая деятельность Г. Цыбикова» Д.Д. Дарижапова. Продолжение.

«Педагогическая деятельность Г. Цыбикова» Д.Д. Дарижапова. Продолжение.

«….Г. Цыбиков как и другие передовые учителя, ясно видел, что коренизация бурятской школы в первую оче­редь связана с подготовкой учителя, знающего родной язык учащегося, и с созданием научно обоснованных учебных планов, программ, учебников и учебных по­собий.

И Г. Ц. Цыбиков принимал самое активное участие в проведении с 1 июня по 15 июля 1917 года учительских курсов в с. Агинском, организованных по решению обще­бурятского съезда. Курсы, на которых занимались учи­теля-буряты, а также учащиеся-буряты старших классов средних учебных заведений Восточной Сибири, были по­священы подготовке учителей-бурят, призванных осуще­ствить преподавание в школах на родном языке. Г. Ц. Цыбиков на этих курсах читал общее языкознание, историю монголо-бурятской литературы и монголо-бурятский язык’.

Но попытки готовить учителей для бурятских школ и, тем более, решить проблему коренизации школ, имевшие место в период Временного правительства и белогвардейщины, не могли дать желаемого результата.

С первых дней установления Советской власти в За­байкалье в труднейших условиях экономической и куль­турной (усталости началось строительство подлинно на­родной школы.

Заслуга Г. Ц. Цыбикова состоит в том, что вопрос со­здания школы он рассматривал в широком плане. Он писал: «Конкретно мы должны развивать сеть нацио­нальных школ и составить учебники, словари, литературу по всем отраслям знания на улучшенном национальном письме.

В 1922-1928 гг. Г.Ц.Цыбиков как научный сотрудник Буручкома принимает участие  в разработке учебных планов и программ по бурят-монгольскому языку, а также в составлении учебников и учебных пособий. В написанной им «Грамматике бурят-монгольского письменного языка» красной нитью проходила мысль о необходимости единой орфографии бурят-монгольского языка, без которой не мыслилось обучение на родном языке.

Свою научную работу в области бурятской знания и методики преподавания бурятского языка Г Ц Цыбиков совмещал с преподаванием монголоведных предметов в Бурят-Монгольском педагогическом техникуме им. В. И. Ленина, открытом в 1924 г. Им бы ла разработана учебная программа преподавания монгольского языка, «которая охватила фонетику морфоло­гию, синтаксис, лексикологию и перевод и была рассчитана на три года обучения.

Впервые в истории преподавания монгольских языков был введен курс методики преподавания родного языка в5Бурпедтехникуме с 1926/27 учебного года’ = состоял из разработки следующих вопросов 1) слогово метод- 2) метод целых слов; 3) звуковой метод, 4) метод безбукварный (по рисункам) и другие. Преподавание этой совершенно новой научной дисциплины было возложено на Г. Ц. Цыбикова.

С 1928 г Г.Ц. Цыбиков был направлен Бурят-мон­гольским обкомом ВКП(б) для работы на бурят-мон­гольском отделении при педфаке Иркутского госуниверситета, где он преподавал теорию и методику препода­вания бурятского языка.

«Кафедра монгольского языка и культуры имела це­левую установку,- писал Г. Цыбиков,- подготовить пе­дагогов-монголистов для школ повышенного типа».

Старые программы Восточного института, рассчитан­ные на утилитарные цели, не отвечали задачам совет­ского вуза по подготовке учителей нового типа. Поэтому проф. Г. Цыбиковым в 1928-1930 гг. были разработаны программа методики преподавания родного языка, про­грамма по бурят-монгольской народной словесности на III курсе, программа по общему языкознанию (введение в языкознание на урало-алтайском языковом материа­ле), программа по диалектологии бурят-монгольского языка и другие.

Проф. Г. Ц. Цыбиков излагает в них свои планы со­здания единой системы монголоведного образования и намечает основные положения о содержании и задачах образования педагога-монголиста. По его мнению, воспитанники Иркутского университета должны знать общие законы языков, владеть теорией письменного монгольского языка, понимать разговорную речь с учетом особенностей диалектов. Одним из эффективных методов изучения монгольских языков он считал знакомство с на­родной словесностью, «…чтобы знать язык,— писал Г. Цыбиков,— нужно как можно больше читать и озна­комиться с образцами устного народного творчества».

В области методики преподавания родного языка Г. Ц. Цыбиков продолжил и углубил научный курс, раз­работанный им еще в Бурпедтехникуме.

На кафедре монгольского языка и культуры, наряду с обязательной учебной работой, проводились и индиви­дуальные занятия с так называемыми выдвиженцами. В 1929/30 учебном году на бурят-монгольском отделе­нии педфака было два выдвиженца — студенты III курса Т. Бертагаев и П. Малахинов. Проф. Г. Цыбиков писал в своем отчете о том, что «выдвиженцам даются задания, ведутся с ними практические занятия по старо-литера­турному языку и новой письменности».

Как известно, Т. А. Бертагаев впоследствии стал из­вестным монголистом, доктором филологических наук, а П. И. Малахинов специализировался в другой области, стал крупным теоретиком-экономистом.

Проф. Г. Ц. Цыбиков во многом был недоволен поста­новкой преподавания монголоведных дисциплин. Он пи­сал, что «для усиления дела преподавания нужно создать учебники по методике и народной словесности. Ввести часы занятий по языку и на III курсе, т. к. часы на двух курсах недостаточны. Увеличить штат преподавателей кафедры хотя бы на одну единицу. Заинтересовать сту­дентов изучением языка, давая командировки в восточ­ные аймаки и Монголию».

Проф. Г. Ц. Цыбиков проявил заботу о повышении теоретических и практических знаний студентов и вно­сил предложения в области подготовки высококвалифи­цированных специалистов монгольского и бурятского языков, которые актуально звучат и в наши дни.

Профессор Г. Цыбиков подготовил к публикации учебник по родному языку, русско-монгольский словарь, а также собирался написать новые учебные пособия, но все это осуществить ему не пришлось.

Отмечая 100-летие со дня рождения Г. Цыбикова, мы по праву гордимся тем, что в деле строительства народного образования 20-30 годов вложен и его педагогический труд. Значительна роль Г. Цыбикова- педагога в разработке учебных планов, программ, в составлении учебников и учебных пособий. велика его заслуга и в области подготовки учителей, ставших проводниками решений партий по культурному строительству и борцами за светлые идеалы человечества».

Из книги «К столетию   со Дня рождения Г.Цыбикова»,У-У.,1976 год

Подготовила С.М. Бабуева

Дата публикации: 19.02.2023
В новости