Девочки носили одну косу на макушке, часть волос на затылке сбривалась. При достижении зрелости в 14-15 лет менялись покрой платья и прическа.
В 13-15 лет коса на макушке оставалась, остальные волосы отращивали и заплетали две косы на висках (шанха). На затылке из оставшихся волос заплетали 1-3 косы (гэзэгэ). Такая прическа означала переход девочки в следующую возрастную ступень и была первым знаком, отличавшим ее от мальчиков. В 14-16 лет на гэзэгэ надевали украшение саажа, а на темени укрепляли металлическую пластину сердцевидной формы — юбун. К девушке с таким знаком можно было засылать сватов.
На свадьбе девушке меняли прическу и заплетали две косы — обряд назывался уhэ заhаха («Переплетение Волос»). Для исполнения этого обряда собирались близкие родственники жениха, подруги невесты. Волосы расчесывали гребнем матери жениха.
Своеобразным отличием прически замужних женщин рода цонгол были накосники — чехлы — шэбэргэл из черного бархата с нашитыми на них кораллами, металлическими пластинами.
Женщиной, равной всем женщинам улуса, невестка может стать лишь после проведения обряда уhээ зahaxa, боолто боохо — замены девичьей прически на женскую.
В прошлом этот обряд проводился после рождения первенца, перед обрядом захоронения последа. Позже это правило уже не соблюдалось, часто две женские косы невестке заплетали уже при переодевании ее в женский наряд. Смена прически на женскую означала, что невестка отныне вошла в состав женщин — матерей. Это было переломным моментом в ее жизни, теперь она полностью принадлежала семье мужа, его роду.
Особым обрядом сопровождалось одно небольшое изменение в прическе женщины 45-50 лет, имевшей крепкую и многочисленную семью, здоровье, выше среднего достаток: волосы женщине распускали и заплетали в три пряди, но чуть ниже подбородка.
(Расстояние измерялось шириной ладони), одну из прядей обертывали вокруг и только затем плели косу далее. С тех пор женщина должна была заплетать волосы только так. Этот обряд переводил женщину в статус благополучной .
Женщины преклонного возраста сохраняли две косы, только украшения были более простые — в виде серебряной круглой пластины или коралловой бусины в металлической оправе.
Молодые замужние женщины, не обремененные семьей, продолжали носить косы, спущенные по спине, сохраняя при этом наспинно — накосное украшение саажа, как и до замужества. Бурятки цонгольских родов носили косы в накосниках шэбэргэл из ткани с нашивками коралла. Ношение кос на груди — старинный обычай, связанный с обычаями древнемонгольских племен, у которых прическа являлась знаком этнического различия.
У всех народов мира существовало и существует до сих пор множество поверий, связанных с волосами. Многие их них сводятся к тому, что в волосах покоится сама жизнь или они являются обиталищем богов и духов, поэтому за ними следует тщательно ухаживать, всячески украшать. Особенно распространены суеверия, связанные со стрижкой волос. У одних народов они вызваны боязнью нечистой силы, которые могут завладеть остриженными волосами и, оказывая на них магическое воздействие, сумеют лишить здоровья и даже жизни человека, у других считается недопустимым тревожить духа, обитающего в волосах.