Михаил Михайлович Кулыгин родился в 1932 году в Ленинграде, в семье военного. Несколько поколений его предков были коренными петербуржцами. Все детство и юность Михаила Михайловича прошли в этом городе. Во время блокады Ленинграда еще мальчишкой он работал на одном из заводов. После войны была учеба в училище, где он осваивал мастерство реставратора. Позднее это умение пригодилось ему при участии в восстановлении храмов. Военную службу Михаил Михайлович проходил в Севастополе на Черноморском флоте. Крепкий паренек служил на подводной лодке и учился профессии военного водолаза. Пять лет отдал он флоту, после чего вернулся в родной город. Далее была учеба в университете, где Михаил Михайлович глубоко изучав историю и философию. В это же время он участвовал в работе молодежного движения, смыслом которого было «искусство без политики». Можно предположить, какую «опасность» представляла эта организация. Михаил Михайлович уже заканчивал писать дипломную работу, когда начались аресты участников этого движения. Перспектива потери свободы на много лет никак не устраивала бывшего моряка. И он предпочел для себя судьбу скитальца, добровольного изгнанника. Покинув родной город, Михаил Михайлович много лет ездил по просторам нашей большой страны.
Побывал он и в Средней Азии, и на Дальнем Востоке, пока, наконец, в 60-е годы прошлого столетия судьба не забросила его Забайкалье. Здесь он жил и работал в Борзинском, Оловяннинском, Агинском и Акшинском районах. Около тридцати лет прожил Михаил Михайлович в Акше. Работал он, в основном, в строительстве, многие знают его как искусного печника. Так он зарабатывал себе на жизнь. Человек очень скромный и нетребовательный к бытовым удобствам, он большую часть заработка тратил на приобретение книг по своей любимой истории. Тот интерес, который пробудился у него в юности, всю жизнь был с ним, где бы он ни находился. Всякий раз, приезжая на новое место жительства, Михаил Михайлович смотрел на все пазами исследователя, стараясь проникнуть в глубь исторических событий, которые происходили на данной территории.
Ко всему в жизни он относился творчески, будь то небольшой огород, где он экспериментировал с растениями и получал хороший урожай, или готовил по старинному рецепту какое-нибудь блюдо. В его архиве можно было найти большое количество рецептов и по народной медицине, и по кулинарии. Этими знаниями он охотно делился с друзьями. Но все же главный интерес Михаила Михайловича был в изучении истории края, где ему пришлось жить.
Он собрал большой материал по топонимике не только Акшинского района, но и всей Читинской области. Объяснить название того или иного места — значит, добраться до истоков, узнать, как все начиналось, и, следовательно, понять свое настоящее. Этим поиском и занимался Михаил Михайлович много лет. Большое количество статей по истории края было опубликовано им в районной и областных газетах. Он активно участвовал в жизни села, ставшего ему родным и давшего ему последний приют. В 90-е годы Михаил Михайлович помогал возрождать казачество на территории района. Знания историка пригодились, чтобы вспомнить казачьи традиции. Как человек грамотный и обладающий хорошим почерком, он был писарем у казаков Акши. Кроме того работал в Совете стариков. Одновременно с этим Михаил Михайлович участвовалв возрождении православной общины Акшт, мечтал о восстановлении старинного храма или о строительстве новного.
Добрым словом вспоминают Кулыгина в детской художественной школе, где он был консультантом по вопросам истории. Много своих знаний передал он педагогам и учащимся этой школы. Активно сотрудничал Михаил Михайлович с районным краеведеским музеем.
Всегда доброжелательный и спокойный, терпеливо относящийся к чужим слабостям и недостаткам, он невольно показывал пример творческого отношения к жизни во всех ее проявлениях. Глядя на него, не хотелось жить серо и скучно. Питерский забайкалец Кулыгин всей своей непростой жизнью ненавязчиво показал, что земля наша заслуживает искреннего интереса к ней и любви.
Из книги автора «Загадки топонимики Приононья», Чита,2006 г.