О головном уборе кочевника

О головном уборе кочевника

Дата публикации: 31.08.2020

Головной убор для кочевника — предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора — полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор — обиталищ духов, хозяев, божеств.

Предки бурят считали, что головной убор – это «вместилище», он и оберег жизненной силы человека и символическое обращение к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Так, остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.

Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо. При этом женщины снимали шапки только когда ложились спать. Традиционно головные уборы различались и по сезону и назначению: они были зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета, а нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.

Головной убор кочевого народа — хори-бурят прострачивался 11 горизонтальными строчками — по числу 11 родов хоринских бурят. На головном уборе агинских бурят строчек было 8 — по числу 8 агинских родов. При этом было важно, чтобы швы были ровными: шапки с кривыми швами носить было нельзя.

Нижний околыш головного убора (тойробши) — круг, сшитый из черного или темно-коричневого бархата, более состоятельные отделывали его мехом соболя, выдры. Черный цвет — символ земли (почвы), которая питает все живое. Таким образом, в головном уборе сосредоточены 4 стихии: огонь, солнце, воздух, вода и земля. По вертикали символы верхнего мира — солнце, среднего — горы, нижнего — земля. Поэтому головные уборы нельзя было бросать на землю, перешагивать через них, относиться к ним небрежно. Совершая различные обряды, связанные с подношением угощений духам местности, гор, рек, при встрече гостей или проведении свадебных обрядов буряты обязательно надевали головные уборы.

В новости