24 мая этого года в ГУК «Агинская краевая библиотека Ц. Жамсарано» проходили научные чтения «Буряад арадай хизаар ороноо шэнжэлэгшэ Цыбен Жамсарано» («Патриот своего народа»), где были прослушаны интересные доклады докторов, кандидатов наук как Жалсанова Б. Ц., доктор исторических наук, директор Государственного архива Республики Бурятия, Жамцаранова Р.Г., доктор филологических наук, доцент кафедры китайского языка ЗАБГПУ и многие другие. Меня заинтересовал доклад Цырена Соктоева, ламы Иркутского дацана. Он уже несколько лет ведет поисковую работу, занимается исследовательской работой. На этот раз он представил обществу доклад о малоизвестном человеке, уроженца с. Ага-Хангил Нанжинова Санжа. Думаю, многим нашим землякам будет интересна его жизнедеятельность. Со слов Ц.Соктоева, ламы Иркутского дацана, передаю информацию об этом малоизвестном и незаурядном человеке:
«Нанжинов Санжа родился в 1861 году в семье Шамбаева Нанжин и Ганжур Содаевой третьим ребенком из шести сыновей в местности Хильгинда Ага-Хангильского сомона (Усть Ульдургинское булучное общество). В конце 1870-ых годах окончил Читинскую гимназию, был избран выборным заседателем Агинской Степной Думы. Женился на Батоевой Дулме. У них родились шестеро сыновей и одна дочь.
В 1914 году в доме Санжиева (Банзайн) Доржи был открыта Усть Ульдургинская школа, но так как данная школа была размером 5 на 4, в один из июльских дней 1915 года в доме Тообэйн Дылгыра состоялся сход населения булучного общества и возглавляли старосты-зайсаны булуков-гулва шуленга Базар Цыбиков и Санжа Нанжинов. На этом сходе решили за счет средств жителей в кратчайшие сроки построить новое здание школы. Для указания места для новой школы был приглашен настоятель Агинского дацана Галсан Чойдог Сундаров, где он показал, что наиболее благоприятным для школы место является у подношения северной стороны горы Дондок Эри, корпус школы был построен Оронгойскими мастерами строителями в 1916 году. В следующем 1917 году летом столярами китайцами были завершены отделочные работы.
В 1916 году была реквизиция бурят Агинского аймака на отправку тыловых работ в западный фронт из Цугольского и Агинского дацанов были отправлены эмчи — ламы для помощи больным и раненым в военных лазаретах. На данный период известны имена 4 х уполномоченных по 4 волостям по Агинскому аймаку такие как Эрдынеев Цыренжаб, Очиров (Тумаа) Цыренжаб Нанжинов Санжа и Жамсаранов Юм-Доржи. Агинские буряты тогда попали в местность Молодчено в Белоруссии в некоторых моментах пересекали границу Польши. В ходе поисковой работы обнаруживаются сведения о том, что среди бурят Агинского аймака были саперы-минеры, получается на передовой тоже были. Поскольку Санжа был образованным русскоговорящим человеком, он мог общаться с офицерами от имени бурятского народа, требуя решительного ответа и добиваясь результатов в тех иных случаях. С этого времени за его активные действия в народе прозвали его Бардаашийн Санжа-нойон. Только с февральской революцией 17- го наши были отпущены домой. Многие пришли оттуда больные туберкулезом, некоторые остались там.
В начале 1918 года Санжа ноен вместе Очировым (Тумаа) Цыренжаб принимают решение об эмиграционной политике бурят в Монголию, и вместе с родственниками и соотечественниками около 300 людей с семьями благополучно поселились в Ульзе. Весной сего года движение разделилось на две части к юго-восточной стороне нынешнего озера Хүхэ нуур в суме Чулуунхорот и с Восточной стороны Хүхэ нуура Авдар харат, Үнэгтэ по направлению к реке Керүлен, другая часть на запад Гора Угтам, сум Баяндун, ныне сум Дашбалбар.
Он проходил через Ехэ и Бага Бурхир / горы / и до зимы дошли до реки Халхингол.
Осенью 1919 года кочевники этой местности поселились в Туг — Ууле, на территории современного Булганского сума. На север, через реку Херлен, на территории тогдашнего Йост Бейсийн хошуун в настоящее время Булган сумэ. В 1920-х годах в тяжелые годы беспорядков в Гамине (КНР) и в Монголии вспыхнула революция, и перед бурятами, мигрировавшими из-за границы, стояла задача решить свое будущее. Поэтому в 1921 году г-н Санжаа и человек по имени Раднабазар Содномын отправились в столицу, получили разрешение от монгольского правительства остаться на 10 лет. Впоследствии Санжаа ноен организовал подчинение пришедших в Монголию бурят к Монголии и организацию управления. Он был делегатом Первого Великого государственного хурала в 1923 году и поднял множество важных вопросов. Он также был государственным деятелем, участвовавшим в разработке первой конституции Монголии и историческом провозглашении Монгольской Народной Республики.Архивной информации очень много. Например, «Номрог хошуун Халхи». Как возникли бурятские хошууны реке Халхингол и Номрог.
(Центральный исторический архив. Фонд 37. Номер №1. Депозитарий 4)
По протоколу конференции по установлению бурятского хошуна: (Монгольский центральный архив.)
Таким образом, историческая судьба Нанжинова Санжа является интересной, он один из тех, кто боролся за свой бурятский народ, его дела были неразрывно связаны с крупными общественно-политическими событиями первой половины ХХ века в Монголии»