«Бурятское население районов, непосредственно прилегающих к Байкалу, вошло в прямой контакт с русскими в начале 1640-х годов, когда в 1645 г. был основан Верхоленский острог.
Сначала между коренными жителями и русскими происходили конфликты, связанные с самоуправством «служилых людей, однако первые контакты русских с «братскими людьми» носили, как правило, относительно мирный характер. Что же касается Агинской степи, то ее присоединение к Государству Российскому началось со второй половины XVII в. со стороны Нерчинского острога , основанного в 1653 г. и возведенного в ранг города в 1696 г. После заключения Нерчинского договора началась разработка соли в Борзинском озере, а в 1737 г. был «открыт медный Агинский прииск близ реки Онон рудоискателями , прибывшими из Нерчинска». По мемуарным записям первого ученика Нерчинского уездного училища агинца Убаши-Цыбик Онгодова, присоединение Агинских степей к русскому государству произошло в 1648 г. Он, опираясь на широко распространенное и передаваемое из поколения в поколение высказывание бурят, писал: «Мы, хоридаевцы, добровольно приняли подданство Белого царя в 1648 г. при царе Алексее Михайловиче, вместе , агинцы и хоринцы»» из книги,см. ниже.
Осенью 1702 года делегация хори бурят были у Петра I для разрешения ряда вопросов, касаемо родовых земель, налогов и податей, также устранения нашествий со стороны монгольских и маньчжурских отрядов и русских казаков.
«Петр I не долго раздумывал над челобитной хори-бурят. Уже 22 марта 1703 г. был издан знаменитый указ по поводу взаимоотношений русского и бурятского населения в Забайкалье. Столь быстрый успех бурятской делегации был во многом предопределен тем, что в лице сибирского из самых влиятельных помощников Петра I – Федора Головина – она имела верного преданного союзника. Он не забыл о той поддержке, которую оказали ему буряты во время сложных переговоров с китайцами в период заключения Нерчинского договора , и с самого начала поддержал законную и обоснованную просьбу хори-бурятских зайсанов. В петровском указе высочайше подтверждалось право бурятских народов владеть своими исконными «породными» землями, расположенными к востоку от озера Байкал и реки Селенги вплоть до самых границ с Монголией. Здесь же строго запрещались любые насильственные действия со стороны служивых людей, казачьих атаманов, воевод и их приближенных. Петр I также не только закреплял право владения «породными» землями за бурятскими родами, но и наделял глав этих родов рядом административных функций, в результате чего было устранено прошлое недопонимание между бурятскими родами и центральным правительством по целому ряду жизненно важных территориальных и юридических вопросов.
В 1822 г. Российским правительством был принят «Устав об управлении инородцами». Согласно ему на территории, населенной бурятами, были созданы Степные думы. До 1837 г. агинские буряты входили в состав Хоринской степной думы, из которой выделились в названном году в самостоятельное ведомство во главе с Агинской степной думой. Агинская степная дума входила, соответственно, в состав Нерчинского округа. Агинская степная дума была высшей формой местной власти. В ее ведении были, в основном, распорядительная и хозяйтсвенная функции. Во главе степной думы стоял главный тайша, утверждаемый в этой должности губернатором Восточной Сибири. Уже к 1845 г. Агинское ведомство состояло из Цугольской, Быркацугольской , Могойтуевской , Саган-Шелутаевской , Кялинской (Хилинской) и Тутхалтуевской инородных управ. В 1846 г. была образована Тургинская инородная управа, затем созданы Барун-Хоацайская инородная управа и Агинское сельское общество оседлых инородцев на права управы. Таким образом, в ведомстве Агинской степной думы к середине XIX в. находились 8 инородных управ и одно сельское общество – всего 9 административных подразделений. Каждая инородная управа состояла из родовых управлений. Всего в 1845 г. во всем Агинском ведомстве было 40 родовых управлений».
из книги «Хроника Агинской земли
XVII-XXI вв», М., 2004 г.