Дашинима Галданович Дамдинов- этнограф, историк.

Дашинима Галданович Дамдинов- этнограф, историк.

17 июля – профессиональный праздник российских ученых-этнографов и представителей различных этнографических школ, музеев. По некоторым данным, День этнографа начали отмечать в СССР в 1970-80-х годах по инициативе профессора Рудольфа Итса – организатора и заведующего кафедрой этнографии и антропологии исторического факультета Ленинградского государственного университета. К тому же этот профессиональный праздник приходится на июль – в самый разгар практик и этнографических экспедиций, так что он быстро завоевал популярность среди специалистов.Представляю вам биографию Дашинимы Галдановича Дамдинова, написанной библиотекатерем с. Токчин Н . Доржипалановой:

«Дашинима Галданович  родился 15 марта 1925 года в селе Токчин Дульдургинского района Агинского округа Читинской области в семье Тучин Бараса из рода хатахин табан. Этот род происходит из Монголии. В 1663 году два брата Мани и Магдан, избежав участи воинской повинности, прибыли за Онон и вступили к князю Гантимурову на службу. Мани остался жить в Токчине, от него идет род хатахин табан.
После окончания в 1942 году  восьмого класса Таптанайской средней школы, Дашинима в 1943 году 17-летним юношей был призван в армию.    Участвовал в молниеносной войне против милитаристской Японии за освобождение Маньчжурии в августе 1945 года. В составе советских войск пешком прошел 1500 километров по пескам пустыни Гоби, по всей Маньчжурии, преодолев Большой Хинган, дошел с победой до самого Хайлара.
После демобилизации в 1948г. учится на курсах полеводов в г.Сретенске, затем заочно — в Агинском педагогическом училище. Лишь в 1954 г. в возрасте 29 лет он поступает на историко-филологический факультет Бурятского пединститута.
Таким образом, по чрезвычайно уважительным причинам Дашиниме Галдановичу пришлось учиться урывками, с большими перерывами, иногда заочно. Это иногда первое время сказывалось, в частности, на оформлении его работ. Но замечательно и достойно всякого подражания его неудержимое стремление получить среднее и высшее образование. Такую же настойчивость и целеустремленность проявил он и в научной работе. Выйдя на пенсию по возрасту в 1985 году, Д.Г.Дамдинов продолжает заниматься своим любимым делом, и в настоящее время в его научном активе числятся 20 монографий, шесть из которых при содействии администрации Дульдургинского района опубликованы только недавно, а также более ста научных статей.
Нужно признать, что путь в науку не был простым и легким. Все, что он имеет, досталось Дашинима Галдановичу упорным трудом, мобилизацией всей своей воли, целеустремленности.
Имя ученого известно своими фундаментальными трудами не только у нас в России, но и за рубежом. В своих работах Дашинима Галданович дал подробное описание, прежде всего, языка хамниган, затем их устного народного творчества, этнографии и истории. И диссертационный совет БИОН (ныне ИМБиТ) СО РАН счел возможным присудить ему по совокупности работ степень доктора филологических наук за весомый вклад в бурятоведение, за обозначение в нем крупного научного направления – хамнигановедения.
Д.Г.Дамдинов, поступивший на работу в отдел языкознания БКНИИ СО АН СССР в декабре 1958 года, сразу заявил о своем намерении заняться языком ононских хамниган, к которым относится он и его предки (род уряанхай тугшан), с чем охотно согласился Ц.Б.Цыдендамбаев, возглавлявший отдел языкознания и принявший его на работу как человека с большим жизненным опытом и отменным знанием бурятского языка.
Следует сказать, что язык и история хамниган, часть которых живет в Монголии, начал привлекать внимание монголоведов в конце 50-х и в начале 60-х годов прошлого века. В связи с этим упомянем брошюру монгольского ученого Л.Мишига «Монгол ард улсын зарим нутгийн хамниган аялгууг сурвалжалсан нь», а также статью венгерской ученой Катарины Ураи – Кехальми, опубликованной в венгерском журнале «Acta Orientalia» в 1959 году, а также ее статью «Еще раз о происхождении хамниган».
В это же время Д.Г.Дамдинов интенсивно изучает язык ононских хамниган России, и при его самом активном участии в 1961 году организуется специальная экспедиция отдела языка и письменности БИОН СО РАН (ныне отдел языкознания ИМБиТ СО РАН) к ононским хамниганам, проживающим в Кыринском (села Шуманда, Бырка, Алтан, Кыра, Торбальджей, Мангут, Ульхун-Партия), Акшинском (с.Курульга), Дульдургинском (села Узон и Токчин) и Агинском (с.Гунэй) районах. Кроме того, экспедиция посетила с.Зугалай Могойтуйского района, куда переселилось около 15 семей хамниган из сел Делюн и Нарин-Талаца, расположенных в районе г.Нерчинска.
Д.Г.Дамдинов на основе собранных им во время этой экспедиции и командировок материалов написал и опубликовал ряд статей по языку хамниган Читинской области и успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Говор читинских хамниган в свете сравнительно-исторической монголистики» в г.Москва в 1967 году. Также Дашинима  Галданович является одним из авторов учебника для 2 класса « Буряад хэлэн», который переиздавался восемь раз.
Две книги: «Ононой хамнигад (этнографический очерк)» и «Ононой хамнигад (вопросы о культуре и быте)» — являются итоговыми в исследовательской деятельности ученого.
Работам  Д.Г. Дамдинова характерны методологическое обоснование и система взглядов на монголоязычных и других народов Центральной Азии.
Исследованием истории и культуры хамниган наиболее последовательно занимался именно  Д.Г.Дамдинов, будучи сам по происхождению ононским хамниганом, посвятил этой теме ряд книг, где автор преследует цель не только показать в своей работе этногенез родного народа, особенности его языка, но обобщить культурное наследие своих предков.
С самого начала своего научного пути, можно сказать априори, Дашинима Галданович считал, что ононские хамниганы – никакие не эвенки, а монголы, что немногочисленные эвенки присоединились к ним недавно и большого влияния на них не оказали. По образованию этнонима хамниган мы располагаем мнением Г.И.Рамстедта: хамни или камни «скала» + ган (суффикс) = «житель гор», на наш взгляд, этноним «хамниган» мог образоваться от древнетюркского kamini санскрит.
Кидани были народом смешанных кровей, в то время как Цзинь (т.е. чжурчжени) доводились братьями нынешним маньчжурам, кидани же скорее принадлежали к монгольской группе…  Родиной древних киданей был район Ляолян, что южнее современной Маньчжурии (Рене Груссе, Чингисхан, стр.166.). Кидани активно продвигались по просторам азиатского континента и контактировали с другими азиатскими народностями, например, китайцами, маньчжурами, корейцами и др. Примерно, 1700 лет назад кидани кочевали на сопредельной территории у Корейского полуострова при Жужаньском каганате в IV – VI веках. Именно там, в 3 – 8 веках до нашей эры мог появиться этноним  «монгол».
В настоящее время значительная часть хамниган реки Онон двуязычна и многоязычна, языком межнационального общения стал русский. При этом сфера применения родного хамниганского языка несколько сузилась, но, тем не менее, он активно применяется в обиходно-бытовой речи.
Д.Г.Дамдинов, много лет упорно и плодотворно работающий над проблемами истории, языка ононских хамниган, излагает свою версию времени распространения буддизма в России. Нисколько не отвергая тот факт, что официальным признанием буддизма как религии в Российской империи является Указ императрицы Елизаветы Петровны от 1741 года. Дашинима Галданович на историческом материале показывает, что распространение буддизма в нашем регионе проходило неравномерно: у селенгинских бурят оно началось 250 лет назад, чуть позже – у хоринских и намного раньше – у ононских хамниган. Он выдвигает предположение о том, что проникновение буддизма к ононским хамниганам восходит к X веку нашей эры.
Ононские хамниганы, жившие на небольшой территории, содержали шесть дацанов со всей обслугой. Они выстроены (в деревянном или кирпичном исполнении): в 1801 году – Гунуйскуй (Гуновский), в 1802 году – Тукчинский, в 1826 году – Кужертаевский, в 1828 году – Быркинский, в 1829 году – Тарбагатайский и в 1832 году – Улхунский или Кушурский. Из среды лам выявлены гегены-перевоплощенцы, например  по Гунейскому дацану – Цэцэн Цаган лама, Насанов Доржо лама, Долгийн Гэгээн; по Тогчинскому дацану – Тарбии габжа и др. Ононские хамниганы оставались верующими и после ликвидации дацанов. Ныне из среды ононских хамниган  учатся в Индии Дашибалов Бато, Дашидондоков Денис. После возрождения дугана у нас в Токчине работает ламой мой дядя Содбо лама, который продолжает дело моего прадеда Норсон.
В 1997 году вышла в свет книга «О предках Гантимуровых» (титулованных князей и дворян по Московскому списку). Книга уникальна по своему содержанию. Она полезна множеству людей, не только учителям и краеведам, но и всем, кого интересует давняя и не столь давняя история Забайкалья. Книга рассказывает, прежде всего, о дагурском князе Гантимурове, его непростой судьбе и противоречивой роли как в судьбе своего народа, так и в истории Забайкалья. В книге описываются археологические памятники нашего края, процесс заселения Даурии коренными народами и освоение ее русскими, этнический состав коренных народностей в период, последовавший за присоединением Забайкалья к России, их материальная и духовная культура.
Источники сообщают, что «в 1676 году около Нерчинска по реке Урульге жили конные тунгусы князя Гантимура, тогда еще не крещенного. Князь имел девять жен, 30 сыновей и триста вооруженных войнов». В царском указе дается поручение «о присуждении звания и титулов князей и дворян по Московскому списку и пожизненное жалованье в 30 рублей из Москвы, и подарили из Оружейной палаты две драгоценные сабли, копье и два панциря».
Гавриил Степанович Гантимуров в своем письме к Ц. Онгодову от 3 мая 1884 года писал: «По всему видно, что предки наши были ламаиты. Мой дядя – князь Михаил Александрович все, какие у него до сего времени сохранились ламские изображения, передал в Гуновский дацан (на Ононе), где и доныне хранятся в особом молитвенном доме, в том же дацане сохраняется и очень дорогая редкая книга на тибетском языке». Повторяясь, можем констатировать, что дауры-монголы во главе с Гантимуром, перешедшие на сторону России, исповедовали ламаизм еще до перехода и принятия русского подданства.
Таких титулованных людей, как князья Гантимуровы, было мало по всему Забайкалью в дореволюционной России. В настоящее время их фамилия в Забайкалье встречается весьма часто.
В 2005 году издана монография «Аборигены Восточного Забайкалья», в которой автор достаточно убедительно доказывает, что коренные жители Восточного Забайкалья – дагуры, хамниганы, поздние поселенцы – агинские буряты и конные тунгусы (эвенки) из бродячих тунгусов сибирских, забайкальских и хинганских лесов — продолжают жить на прародине монголов, охватывающей регион по Онону, Аргуни и отрогов Хингана. Книга читается с огромным интересом в силу живости изложения, монография не перегружена научными терминами, которые не понимает рядовой читатель. В этом смысле она написана «по-Гумилевски», что делает ее одинаково интересной как для ученых, так и для людей, интересующихся историей общего края. В книгу Дашинимы Дамдинова «О, прародина монголов!» вошли статьи, посвященные проблемным вопросам этногенеза, этнографии; вопросам, посвященным культурно-историческим и духовным взаимоотношениям монголов, тюрков, тунгусо-маньчжурских народов, тесно соприкасавшихся в I – II тысячелетии нашей эры на территории Забайкалья, Монголии и Маньчжурии. Особое место уделяется реликтовым и языковым особенностям ононских хамниган в сравнительно-историческом аспекте с монгольскими (включая бурятский и калмыцкий языки), тюркскими и эвенкийскими языками. Выдвинута и обоснована концепция о диалектной основе старописьменного монгольского языка, унаследованного от киданьского со всеми его особенностями. Язык ононских хамниган имеет много общего со старописьменным монгольским языком, резко отличается от других племенных диалектов бурятского языка. Дашинима Галданович открыл новый пласт в малоисследованной области изучения хамниган – одного из киданьско-монгольских племен.  Как показывает в своих работах Д.Г.Дамдинов, большую роль в средневековой истории монгольских народов сыграли кидане. Этногенез ононских хамниган выясняется при уточнении их родового состава. Названия родов, в основном, монгольского происхождения. Имеются в составе хамниган тюркские роды. Основная часть родов тюркского происхождения начала складываться, по нашему предположению, в начале I – II тыс. н.э. Так, например, в начале II тыс.н.э., судя по книге Рене Груссе, образован этноним «урянхай – тугчин» — одно из родовых названий ононских хамниган.
Зная об исключительной научной продуктивности Дашинимы Галдановича, уместно вспомнить основоположника синалогии Иакинфа (Бичурина), чьи труды являются до сих пор актуальными. К своему 80-летию известный монголовед преподнес приятный подарок – в течение года им издано шесть новых книг! Он один сделал столько, что порой целые научные институты не  в состоянии сделать.
Труды Дашинимы Галдановича охватывают весь спектр жизни небольшого народа: историю, этногенез, язык, культуру, фольклор и т.д.
Четыре книги – это сказки и улигеры ононских хамниган, хори-бурятов, эхиритов и бурят, живущих в Монголии.
Улигеры ононских хамниган представляют собой единственный образец устного народного творчества ононских хамниган, поскольку подобного рода объемные эпические произведения в последнее время не зафиксированы. Все включенные в сборник улигеры по форме, внутренней структуре и сюжету напоминают монгольские, бурятские и калмыцкие, созданные еще до XVII века. В улигерах ононских хамниган широко распространен мотив об одиноких сиротах, юных героях, которые, несмотря на свою миниатюрность, внешнюю убогость, обладают богатырской силой, большим умом и смекалкой. Хамниганы, испокон веков жившие на берегах богатой рыбой реки Онон, не могли не заниматься рыболовством. Это нашло отражение в улигерах ононских хамниган. Из орудий ловли рыбы в текстах упоминаются медная острога. Последнее дает основание отнести время рождения данного улигера к далекому прошлому – на тысячу лет назад. Надо заметить, что эпос ононских хамниган богат мифологическими образами. В заключение данного предварительного анализа необходимо сказать, что эпические произведения ононских хамниган по сюжетам и структурным построениям мало отличаются от монгольских, бурятских и калмыцких улигеров. В них мы наблюдаем лишь незначительные изменения и своеобразия, обусловленные региональными особенностями.
Труды, которым Д.Г.Дамдинов  посвятил  свой большой талант исследователя  и лучшие годы жизни, представляют немалую ценность и заслуживают того, чтобы их учли и использовали краеведы, историки и литераторы».

 


 

 

Дата публикации: 16.07.2021
В новости