Классик российской тибетологии

Классик российской тибетологии

Дата публикации: 03.05.2021

Агинский национальный музей им.Г.Цыбикова продолжает цикл публикаций, посвященных Году науки и технологий о выдающихся земляках — деятелях, оставивших глубокий след в истории, вложивших свою лепту в развитие российской науки.

В экспозиции «Ученые Аги» Агинского национального музея им.Г.Цыбикова в плеяде имен талантливых ученых достойное место занимает имя Регби Ешиевича Пубаева (1928 – 1991г.г.) – общественного деятеля, доктора исторических наук.

Регби Ешиевич Пубаев родился 21 декабря 1928 года в урочище Алха, тогдашнего сомона Турга Адун-Челунского хошуна (ныне Оловяннинский район Забайкальского края), в семье скотоводов Пубажаба Ешиева и Цыбегмит Санжаевой. Семейство Пубаевых и их родственники были потомками выходцев из Баргузина рода хэнгэлдэр племени эхирит, откочевавших в Агинские степи в XIX в. Адун-Челун, находившийся на берегу Онона. Детство и юность его прошли в Хара-Шибири. Родители Регби Ешиевича были людьми глубоко верующими, простыми и добрыми по натуре. Интерес к истории и культуре своего народа, неразрывно связанной с культурой Востока, определил жизненный путь юноши-степняка.

После окончания школы Регби Пубаев поступил в Агинское педагогическое училище, которое окончил с отличием в 1947 г. и поступил в Иркутский государственный университет. В 1948 г. со 2-го курса перевелся на восточный факультет Ленинградского госуниверситета, в котором до него учились его знаменитые земляки Цыбен Жамцарано, Базар Барадин, Гомбожаб Цыбиков. Окончив в 1952 году университет, Регби Пубаев поступил в аспирантуру при кафедре истории стран Дальнего Востока. В 1955 году под руководством профессора Н.В.Кюнера защитил кандидатскую диссертацию на тему «Экспансия Англии в Тибете и борьба тибетского народа против английских захватчиков», на основе которой были написаны «Очерки политической истории Тибета».

Приехав после окончания университета в Улан-Удэ, молодой ученый стал преподавателем истории древнего мира в Бурятском государственном педагогическом институте им. Д. Банзарова. В 1958 г. Регби Ешиевич был приглашен на работу в Отдел Зарубежного Востока, вновь созданного Бурятского комплексного научно-исследовательского института СО АН СССР (сейчас Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), где он трудился до конца своих дней.

Помимо этого Регби Ешиевич возглавлял отдел памятников письменности Востока, много сделав для становления и развития этого подразделения. Он первым из российских тибетологов защитил докторскую диссертацию, ему была присвоена степень доктора исторических наук.

Начало научной деятельности Регби Ешиевича было связано с бурятским источниковедением и религиоведением. В 1957-1958 гг. он разобрал и обработал все бурятские документы в Центральном государственном архиве Бурятской АССР на старо-монгольской письменности, выделил их в шесть фондов (по Степным думам) и составил их опись в трех книгах. В течение пяти лет, с 1961 по 1966 гг., был руководителем историко-этнографической экспедиции, исследовавшей современное состояние буддизма и традиционных верований бурят в районах этнической Бурятии. Экспедиция собрала богатейший материал по традиционным верованиям бурят, который вылился в целый ряд научных статей и монографий.

Занимаясь проблемами бурятского источниковедения и религиоведения, Регби Ешиевич никогда не оставлял своей главной специальности – тибетологии и монголоведения, которую получил в Ленинградском университете. Его перу принадлежат перевод с тибетского языка и фундаментальное исследование сочинения монгольского ученого Сумба-кханбо Ешей-Бальчжора «Пагсам-чжонсан», повествующее об истории буддизма в Тибете и сопредельных странах, по которому он защитил докторскую диссертацию, став первым в стране доктором наук по истории Тибета. Совместно с выдающимся ученым Б.Д. Дандароном он перевел и издал первый том тибетско-монгольского словаря «Источник мудрецов», в котором представлена вся доктринальная лексика буддизма. Регби Ешиевич стал пионером изучения в нашей стране тибетских буддийских канонов «Ганчжур» и «Данчжур», посвятил много времени и сил переводу и исследованию религиозно-философских сочинений тибетских и монгольских ученых.

Наряду с тибетологическими исследованиями Р.Е. Пубаев интенсивно занимался монголоведением. Он очень любил Монголию, имел там много друзей и часто туда выезжал. Регби Ешиевич возглавлял работу по исследованию истории культуры Монгольской Народной Республики, руководил долгосрочным советско-монгольским научным проектом «Буддизм и средневековая культура народов Центральной Азии».  Он перевел с монгольского языка пособие по монгольской астрологии «Зурхай» Л.Тэрбиша, а также «Краткую историю бурят-монголов» Абиды Бодонгутского.

Востоковедная наука, которой Р.Е. Пубаев занимался на протяжении всей своей жизни, требовала от ученого осведомленности о состоянии мировой науки в его отрасли знания и взаимодействия с коллегами-востоковедами не только у себя на родине, но и за рубежом. Регби Ешиевич представлял бурятскую науку на многих международных форумах в составе советских делегаций в Монголии, Индии, Японии, Китае, Непале, Венгрии. Архив Регби Ешиевича сохранил его обширную переписку с учеными-коллегами и друзьями из Санкт-Петербурга, Москвы, Монголии, Индии, европейских стран, Америки.

Немаловажное значение Регби Ешиевич придавал общественной деятельности. Он был одним из инициаторов празднования в 1991г. 250-летия официального признания буддизма в России и проведения в честь этого события научной конференции, принимал активное участие в деле возрождения национальной культуры бурятского народа. Выступая с лекциями и докладами на общественных мероприятиях, телевидении, радио, в печати, он поднимал актуальные вопросы восстановления народных традиций, праздников, родного бурятского языка.

Источник: Интернет – ресурсы; официальный сайт Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

 

В новости