Конь для бурята — не только средство производства, а скорее дар богов, который надо беречь и лелеять. Отношение к ней как к самому дорогому другу являлось следствием огромной роли в жизни кочевников — скотоводов и охотников. Запрещалось ругать, бить лошадей, особенно по голове, наступать на удила. Истоки культа коня, возможно, связаны с солярным культом, так как особо почитаемыми были беломастные животные. При посвящении божествам коня кропили молоком, приговаривая: «Зэли, зэли байха ундэр тэнгэри, эхын байха ульгэн эхэ», что в переводе означает «высокое небо- место обитания лошадей». Зэли — это волосяная веревка для привязывания жеребят, мать Ульгэн (земля) — место нахождения женщины — матери. Буряты как бы просили прощения, объясняя, что конь — существо небесного происхождения и место его на небе. Недаром лошадь представлялась крылатой. По представлениям древних бурят лошадь – создание высшего божества, конь – герой многих пословиц и поговорок. Есть, например, такие пословицы: «У бурят богатство – конь, у доброго коня – одна узда, у доброго и умного человека – одно слово». Конь всегда был рядом с бурятом. Он не только спасал всадника во время перекочевок и вооруженных стычек, но и давал мясо, кумыс. Конский волос шел на изготовление веревок, из кожи шили обувь, из сухожилий сучили прочные нити. Все лошади, говорят буряты, — чисты.