ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БУРЯТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БУРЯТСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ

История создания бурятской национальной борьбы уходит в глубину веков. В древнем бурятском обществе борьба была составной частью жизни народа. Во-первых, борьба всегда была связана с военной деятельностью. Соревнования проводились при со­вершении жертвоприношений перед битвами, в ходе боевой подготовки, в рукопашном бою, при торжественном праздновании побед, для развлечения воинов и т. д. Очень ча­сто полководцы различных военных групп определялись путем борьбы. Во-вторых, бор­цовские схватки проводились во время проведения религиозных праздников в буддийских дацанах и во время празднования летнего ритуального праздника «Обоогой наадан» (об­ряда поклонения родовым культовым местам). И поныне соревнования и занятия борьбой приветствуются дацанами и в целом Буддийской традиционной Сангхой России.

Все соревнования по борьбе у бурят в древности были связаны с двумя предыду­щими поводами. Со временем борьба (бухэ барилдаан) наряду со стрельбой из лука сур харбаан) и конными скачками (мори урилдаан) стала особым видом традиционного муж­ского троеборья «Эрын гурбан наадан». Этот праздник проводился в начале лета и долгое время был больше похож на смотр-показ вооруженных сил родовых племен. И только по­сле установления советской власти праздник стал носить соревновательный характер и проводился в спортивных целях. К тому же изменилось его название, если в начале века он именовался Сурхарбаном, то ныне в Аге его называют культурно-спортивным праздником «Зунай наадан». Что касается ритуальных праздников «Обоогой наадан», то он был, пожа­луй, самым долгожданным праздником. К нему готовились в течение года и праздновали несколько дней. На этом празднике бороться разрешалось всем, таким образом, выявляли не только самого сильного атлета родового племени, но и перспективных молодых борцов, на кого можно было сделать ставку в будущем. Забегая вперед отметим, что после революции этот праздник был упразднен, вновь возродился в 1990-х годах. В тече­ние календарного года также устраивались соревнования между улусами и родовыми племенами, часто агинских бурят приглашали в Монголию и Китай. Бурятская борьба была достаточно важным элементом во внешней политике Агинской степной Думы. Стоит также отметить, что в древнем бурятском обществе путем борьбы решались многие судебные споры.

Бурятская борьба в советское время претерпела несколько этапов развития, это была череда подъемов и полного забвения. Из-за историче­ских событий начала прошлого столетия, в пылу атеистической пропаганды, «Бухэ барилдаан» стал рассматриваться как пережиток прошлого и чуждого советскому времени, а потому соревнования были запрещены. Однако уже в начале двадцатых годов, как ни странно, именно комсо­мол в условиях НЭПа явился инициатором возобновления народных игр. В 1922 году состоялась объединенная конференция по вопросам культуры представителей Бурят-Монгольских автономных областей и Дальневосточной Республики. В результате было решено возобновить народные игры — конные скачки, стрельбу из лука, бурятскую борьбу и игры в бабки (шагай). В документах конференции подчеркивалось значение состязательного принципа игр, основанных на равных и справедливых началах. Категорически запрещалось их проведение на пари и на денежный интерес. В 1924 году, во время празднования первой годовщины образования Бурят-Монгольской АССР, впервые в исто­рии бурятского народа состоялся летний праздник «Сурхарбан». Тогда первым победителем по бурятской борьбе стал представитель Верхне­удинского аймака Даши Очиров. Летом 1924 года активисты Агинского аймачного комитета РКСМ впервые устроили большой Сурхарбан в Аге, противопоставив его летнему хуралу «Майдари». Как известно, раньше в дни его прове­дения в Агинский дацан съезжались тысячи людей со всей степи. Чтобы отвлечь публику, особенно молодежь, от присутствия на молебне, комсо­молом было решено напротив Агинского дацана устроить своеобразный стадион. Результат превзошел все ожидания, спортивный праздник прошел на ура, однако уже через несколько лет прекратил свое суще­ствование. И только в 1940 году состоялась первая окружная спарта­киада колхозов и сел, в программу которого была включена бурятская борьба. Долгое время это была единственная возможность помериться силой в бурятской борьбе. Массовый и целенаправленный характер бу­рятская борьба приобрела в 1960-е годы. Связано это с улучшением ус­ловий для занятий физкультурой и изменением статуса национальных спортивных дисциплин в отечественном физкультурном движении, а также включением их в программы региональных спартакиад, являв­шихся составной частью Спартакиады народов СССР. Так, на рубеже 50-60-х годов лучный спорт, бурятская борьба и конный спорт наря­ду с олимпийскими и другими общеизвестными видами спорта вошли в состав спартакиадных соревнований в Бурятии, Агинском и Усть- Ордынском национальных округах Читинской и Иркутской областей. В это же время в ряде союзных республик было учреждено звание «Ма­стер спорта РСФСР по национальным видам спорта». Звание присва­ивалось по видам спорта, имеющим правила соревнований, утверж­денные спорткомитетами республик. К сожалению, Читинская область не имела права учредить такое звание, потому агинские борцы могли его получить только будучи представителем Бурятской АССР. И пото­му неудивительно, что в Агинском округе это звание имеют единицы. Такими мастерами стали Цырен Даширабданов (с. Зуткулей), Алексей Чимитов (с. Челутай), Борис Балданов (с. Таптанай) и другие.

В 1991 году в связи с развалом СССР это звание упразднили, а соревнования перестали проводиться. Все это незамедлительно сказалось на мастерстве борцов. Мастерам некому было передавать свой опыт, молодые не считали этот вид спорта престижным.

Но уже не через десять лет общественность все настойчивее стала требовать возродить бурятскую борьбу, вместе с этим издать специальный учебник, разработать ритуалы церемонии открытия и закрытия соревнований, утвердить титулы и почетные звания. В 1997 году была создана Федерация спортивной борьбы Агинского Бурят­ского автономного округа, которая решила наряду с вольной ак­тивно развивать бурятскую борьбу, включить ее во все крупные спортивно-массовые мероприятия Агинского округа.

В 2005 году на базе национального парка «Алханай» Ад­министрацией Агинского Бурятского автономного округа, Фе­дерацией спортивной борьбы и региональным общественным фондом «Ага спортивная» была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Бурятская школа борьбы: проблемы и перспективы». Борцовский форум собрал почти сто делегатов из Бурятии, Читинской и Иркутской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и города Санкт- Петербурга. После бурных обсуждений и споров на конференции были утверждены единые правила проведения соревнований, кото­рые действуют по сей день. На основе их проводятся соревнования по национальной борьбе на международном бурятском фестивале «Алтаргана».

Сегодня спортивный календарь насчитывает свыше десяти турниров и соревнований по бурятской борьбе. Это и традицион­ные соревнования на призы дацанов Агинского округа «Дасанай наадан», и летние ритуальные игры «Обоогой наадан», и ежемесячные соревнования по районам округа,  «блуждающий» турнир, в течение года переходящий из села в село. Самыми крупными счита­ются «Большой приз Алханая», турнир на призы ректора Читинской государственной медицинской академии и абсолютное первенство окружного культурно-спортивного праздника «Зунай наадан». Но все же самым престижным является абсолютное первенство международного бурятского фестиваля «Алтаргана», на котором выявля­ют самого сильного и ловкого атлета из спортсменов регионов этни­ческой Бурятии, Монголии и других субъектов.

Очень пристальное внимание сохранению и культивиро­ванию бурятской борьбы уделяют органы государственной власти Агинского округа. Сегодня любые соревнования по вольной борьбе заканчиваются абсолютным первенством по национальным прави­лам. Как правило, в них принимают участие мастера спорта Между­народного класса и мастера спорта. Молодежь считает за честь по­бороться с титулованными борцами.

Из книги “ И дружбой сильны богатыри”,

 У-У, 2003 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 07.12.2021
В новости