История создания бурятской национальной борьбы уходит в глубину веков. В древнем бурятском обществе борьба была составной частью жизни народа. Во-первых, борьба всегда была связана с военной деятельностью. Соревнования проводились при совершении жертвоприношений перед битвами, в ходе боевой подготовки, в рукопашном бою, при торжественном праздновании побед, для развлечения воинов и т. д. Очень часто полководцы различных военных групп определялись путем борьбы. Во-вторых, борцовские схватки проводились во время проведения религиозных праздников в буддийских дацанах и во время празднования летнего ритуального праздника «Обоогой наадан» (обряда поклонения родовым культовым местам). И поныне соревнования и занятия борьбой приветствуются дацанами и в целом Буддийской традиционной Сангхой России.
Все соревнования по борьбе у бурят в древности были связаны с двумя предыдущими поводами. Со временем борьба (бухэ барилдаан) наряду со стрельбой из лука сур харбаан) и конными скачками (мори урилдаан) стала особым видом традиционного мужского троеборья «Эрын гурбан наадан». Этот праздник проводился в начале лета и долгое время был больше похож на смотр-показ вооруженных сил родовых племен. И только после установления советской власти праздник стал носить соревновательный характер и проводился в спортивных целях. К тому же изменилось его название, если в начале века он именовался Сурхарбаном, то ныне в Аге его называют культурно-спортивным праздником «Зунай наадан». Что касается ритуальных праздников «Обоогой наадан», то он был, пожалуй, самым долгожданным праздником. К нему готовились в течение года и праздновали несколько дней. На этом празднике бороться разрешалось всем, таким образом, выявляли не только самого сильного атлета родового племени, но и перспективных молодых борцов, на кого можно было сделать ставку в будущем. Забегая вперед отметим, что после революции этот праздник был упразднен, вновь возродился в 1990-х годах. В течение календарного года также устраивались соревнования между улусами и родовыми племенами, часто агинских бурят приглашали в Монголию и Китай. Бурятская борьба была достаточно важным элементом во внешней политике Агинской степной Думы. Стоит также отметить, что в древнем бурятском обществе путем борьбы решались многие судебные споры.
Бурятская борьба в советское время претерпела несколько этапов развития, это была череда подъемов и полного забвения. Из-за исторических событий начала прошлого столетия, в пылу атеистической пропаганды, «Бухэ барилдаан» стал рассматриваться как пережиток прошлого и чуждого советскому времени, а потому соревнования были запрещены. Однако уже в начале двадцатых годов, как ни странно, именно комсомол в условиях НЭПа явился инициатором возобновления народных игр. В 1922 году состоялась объединенная конференция по вопросам культуры представителей Бурят-Монгольских автономных областей и Дальневосточной Республики. В результате было решено возобновить народные игры — конные скачки, стрельбу из лука, бурятскую борьбу и игры в бабки (шагай). В документах конференции подчеркивалось значение состязательного принципа игр, основанных на равных и справедливых началах. Категорически запрещалось их проведение на пари и на денежный интерес. В 1924 году, во время празднования первой годовщины образования Бурят-Монгольской АССР, впервые в истории бурятского народа состоялся летний праздник «Сурхарбан». Тогда первым победителем по бурятской борьбе стал представитель Верхнеудинского аймака Даши Очиров. Летом 1924 года активисты Агинского аймачного комитета РКСМ впервые устроили большой Сурхарбан в Аге, противопоставив его летнему хуралу «Майдари». Как известно, раньше в дни его проведения в Агинский дацан съезжались тысячи людей со всей степи. Чтобы отвлечь публику, особенно молодежь, от присутствия на молебне, комсомолом было решено напротив Агинского дацана устроить своеобразный стадион. Результат превзошел все ожидания, спортивный праздник прошел на ура, однако уже через несколько лет прекратил свое существование. И только в 1940 году состоялась первая окружная спартакиада колхозов и сел, в программу которого была включена бурятская борьба. Долгое время это была единственная возможность помериться силой в бурятской борьбе. Массовый и целенаправленный характер бурятская борьба приобрела в 1960-е годы. Связано это с улучшением условий для занятий физкультурой и изменением статуса национальных спортивных дисциплин в отечественном физкультурном движении, а также включением их в программы региональных спартакиад, являвшихся составной частью Спартакиады народов СССР. Так, на рубеже 50-60-х годов лучный спорт, бурятская борьба и конный спорт наряду с олимпийскими и другими общеизвестными видами спорта вошли в состав спартакиадных соревнований в Бурятии, Агинском и Усть- Ордынском национальных округах Читинской и Иркутской областей. В это же время в ряде союзных республик было учреждено звание «Мастер спорта РСФСР по национальным видам спорта». Звание присваивалось по видам спорта, имеющим правила соревнований, утвержденные спорткомитетами республик. К сожалению, Читинская область не имела права учредить такое звание, потому агинские борцы могли его получить только будучи представителем Бурятской АССР. И потому неудивительно, что в Агинском округе это звание имеют единицы. Такими мастерами стали Цырен Даширабданов (с. Зуткулей), Алексей Чимитов (с. Челутай), Борис Балданов (с. Таптанай) и другие.
В 1991 году в связи с развалом СССР это звание упразднили, а соревнования перестали проводиться. Все это незамедлительно сказалось на мастерстве борцов. Мастерам некому было передавать свой опыт, молодые не считали этот вид спорта престижным.
Но уже не через десять лет общественность все настойчивее стала требовать возродить бурятскую борьбу, вместе с этим издать специальный учебник, разработать ритуалы церемонии открытия и закрытия соревнований, утвердить титулы и почетные звания. В 1997 году была создана Федерация спортивной борьбы Агинского Бурятского автономного округа, которая решила наряду с вольной активно развивать бурятскую борьбу, включить ее во все крупные спортивно-массовые мероприятия Агинского округа.
В 2005 году на базе национального парка «Алханай» Администрацией Агинского Бурятского автономного округа, Федерацией спортивной борьбы и региональным общественным фондом «Ага спортивная» была проведена межрегиональная научно-практическая конференция «Бурятская школа борьбы: проблемы и перспективы». Борцовский форум собрал почти сто делегатов из Бурятии, Читинской и Иркутской областей, Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и города Санкт- Петербурга. После бурных обсуждений и споров на конференции были утверждены единые правила проведения соревнований, которые действуют по сей день. На основе их проводятся соревнования по национальной борьбе на международном бурятском фестивале «Алтаргана».
Сегодня спортивный календарь насчитывает свыше десяти турниров и соревнований по бурятской борьбе. Это и традиционные соревнования на призы дацанов Агинского округа «Дасанай наадан», и летние ритуальные игры «Обоогой наадан», и ежемесячные соревнования по районам округа, «блуждающий» турнир, в течение года переходящий из села в село. Самыми крупными считаются «Большой приз Алханая», турнир на призы ректора Читинской государственной медицинской академии и абсолютное первенство окружного культурно-спортивного праздника «Зунай наадан». Но все же самым престижным является абсолютное первенство международного бурятского фестиваля «Алтаргана», на котором выявляют самого сильного и ловкого атлета из спортсменов регионов этнической Бурятии, Монголии и других субъектов.
Очень пристальное внимание сохранению и культивированию бурятской борьбы уделяют органы государственной власти Агинского округа. Сегодня любые соревнования по вольной борьбе заканчиваются абсолютным первенством по национальным правилам. Как правило, в них принимают участие мастера спорта Международного класса и мастера спорта. Молодежь считает за честь побороться с титулованными борцами.
Из книги “ И дружбой сильны богатыри”,
У-У, 2003 г.