В Аге традиционно, наряду –христианством исповедуется буддизм бурят. Буддизм стал важным фактором формирования образа жизни национальной психологии и нравственности, с ним связаны распространение тибетской и монгольской письменности и грамоты, развитие науки, литературы, искусства, зодчества, ремесел и народным промыслов.
Толчком к массовому принятию буддизма у бурят стал опубликованный в 1577 году религиозный манифест «Законы Учения Будды, обладающий десятью добродетелями». В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан официально. Буряты традиционно следуют тибетско-монгольскому буддизму традиции Махаяны и Ваджраяны с доминированием школы Гелуг.
Распространение буддисткой религии среди бурят, в том числе и среди так называемых забайкальских, которые проживают на территории современной Аги, началось в XVIII веке. До этого, по мнению официальных источников, буряты практиковали шаманизм. Тем не менее, имеются исторические документы, которые свидетельствуют о том, что свыше четырех сотен лет назад населений Прибайкалья и Забайкалья уже было знакомо с буддизмом: у бурят были дуганы (войлочные кочевые храмы) и ламы.
Первым буддийским храмом на территории Агинского округа стал Цугольский дацан, построенный в с.Цугол в 1801 году. Также известен другой храм, возникший в ХIХ веке – Агинский дацан. Он был в Аге единственным действующим буддийским храмом в советское время.
Агинский дацан был заложен в 1811 году, а освятили в 1816 году. Первоначально он являлся буддистским университетом. В нем было четыре факультета, на которых готовили лам разных специальностей. Проведение и обучение дисциплинам в Агинском дацане проходило в рамках традиций Тибетского монастыря Лавран, что в Амдо. Первое здания храма, которые было выстроено 1811 – 1816 годах при участии русских плотников, отличалось явных влиянием традиций православного церковного зодчества. Цокчен-дуган (главный храм дацана) в два этажа стал одним из первых каменных бурятских храмов. На его строительстве и отделке работали только местные мастера.
Дацаны представляли собою своеобразные монастырские поселки. Здесь находились храмы, посвященные культу различных божеств, подсобные и хозяйственные постройки и жилища лам. При дацанах работали типографии, в которых печатали книги по богословию, а также дидактические сочинения на тибетском и старомонгольском языках. Сохранились каталоги лишь четырех из 47 дацанов.
Между тем, с приходом буддизма, например, связано начало использования восточными бурятами монгольской вертикальной письменности. Впоследствии она превратилась для них в национальную письменность, чья графика использовалась до 1936-37 годов.
Если верить истории, то 9 родов хори-бурят откочевали в Агинские степи начале XIX века с территории Монголии. В наши дни конфессионально население Агинского округа можно поделить на две большие группы: бурят, которые исповедуют ламаизм (так называется региональная форма буддизма), и православных русских.
В конце 30-х годов XX столетия дацан закрыли, а лам отправили в ГУЛАГ. Предметы культа и ценности, которые здесь сохранились, увезли в Музеи Москвы и Петербурга. В главном храме Агинского дацана не протяжении нескольких десятилетий размещался санаторий для туберкулезных больных.
В 1940 году в дацане была временно размещена воинская часть. Начало послевоенной деятельности дацана относится к февралю 1947 года, а датой регис-трации в Москве является 1 апреля 1946 года.В 1946 в Аге разрешили открыть Агинский дацан.
В начале 90-х местные жители стали требовать возвращения дорогих сердцу буддистов вещей, отправленных в другие города. Из двух столиц вернулись сотни предметов культурного наследия, в том числе главная статуя. После этого в Агу приехал действующий Далай лама Тензин Гьяцо и в Агинском дацане провел обряд освящения территории.
Наконец, в 2004 году, после 10 лет реставрации, здесь провели первый хурал (богослужение) после перерыва в 70 лет.
В наши дни ламайты в округе ведут активную работу по налаживанию сотрудничества как с другими конфессиями, так и с буддистскими организациями и общинами по стране и за рубежом. В 2006 году в Агинском произошло огромное по всей значимости мероприятие – симпозиум под названием «Мир буддийской культуры: сохранение духовного наследия», на который съехались буддисты со всего мира.
2014 год приготовил для верующих новое испытание – в конце мая произошло возгорание в Цогчен-дугане. В результате полностью сгорели верхние этажи, выполненные из дерева.
Для восстановления после огненного пламени понадобилось несколько лет. В настоящее время дацан ежедневно открыт для посетителей, здесь проводятся хуралы и служения во время великих праздников буддийских последователей.
Несмотря на все тяготы, лишения, трудности, монастыри в Аге не перестают действовать, накапливать восточную мудрость, передавать ее прихожанам, гостям преображаться и расцветать.
А.Жигжитжапов.
Литература: 1. Ф.А.Кудрявцев «История бурят-монгольского народа»;
- Путеводитель «Агинский Бурятский округ».