Искусство на кости

Искусство на кости

Дата публикации: 25.08.2021

Искусство на кости

Сегодня, 25 августа день рождения уникального костореза, народного художника Республики Бурятия, члена Союза художников России Бато-Мунко Чимитова.

С его творчеством наши земляки смогли познакомиться в прошлом году на персональной выставке работ мастера  » Сказания на бивне мамонта»  в Агинском национальном музее им.Г.Цыбикова.

            Его творчество, наполненное нацио­нальным колоритом, подтверждает, что искусство требует настоящего профес­сионализма. Иначе кость, будь то клык моржа или бивень мамонта, кость крупного рогатого скота останется всего лишь обычной ко­стью, и шедевра из него не получится.

Этот сильный духом и на редкость це­леустремленный человек идет своим путем, созидает, творит и радует нас жизнеутверждающим творчеством. 

            Пожелаем же мастеру неиссякаемой энергии, новых творческих побед и вдохновения!

Его первым признанным произведением стала иллюстрация к русской народной сказке. 9-летний Бато-Мунко разделил лист бумаги на четыре части и в каждом «окне» нарисовал эпизод, сложившийся в единую историю. Учительница внимательно посмотрела на рисунок и похвалила ученика. С тех пор мальчик стал признанным авторитетом и до 10-го класса выпускал стенгазеты, рисовал портреты писателей и даже самого Ленина, который у него получался так удачно, что по окончании школы учительница посоветовала ему идти учиться на художника.

Кто такие художники и где на них учат, в деревне в то время никто не знал. Вот артисты – другое дело, их знали все. Бато-Мунко любил математику и геометрию, но, послушав учительницу, решил попробовать.  Приехав из родного Тохоя в Улан-Удэ, он устроился помощником художника-оформителя на Судостроительный завод, чтобы хоть чему-то научиться и поступить в художественную школу.
Как вспоминает Бато-Мунко Балтуевич, тяга к живописи была у него с самого детства. В родной школе в Селенгинском районе, будучи редактором стенгазеты, он рисовал портреты политических деятелей, писателей. Талант ребенка заметила классный руководитель. Она же и посоветовала после школы пойти учиться на художника. С этой целью Бато-Мунко Чимитов поехал в Улан-Удэ, чтобы поступить в художественную школу. Однако судьба распорядилась иначе. Товарищ предложил юному художнику попробовать свои силы на вступительных экзаменах в престижном Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области. Попав в столицу, первым делом юноша отправился в московский музей Востока. Там он и познакомился с изделиями из слоновой и мамонтовой кости.

— Это были экспонаты мастеров из Китая, Индии, Японии и других стран. Я смотрел и думал, неужели можно так сделать, — рассказывает Бато-Мунко Балтуевич. Это событие для молодого человека стало знаковым. Студент Абрамцевского училища Бато-Мунко Чимитов выбрал своей специализацией «резьбу по кости».

К счастью, учеба оправдала всего его надежды. Занятия были интересными и наполненными яркими впечатлениями. Выходные молодой человек проводил не в кафе и кинотеатрах, а вместе с друзьями   старался посетить какой-нибудь музей, и лучше – несколько. Вдохновляло художника и всё, что было вокруг. А в этом ему очень повезло: Абрамцево – знаменитый музей-усадьба в Сергиево-Посадском районе запомнился ему на всю жизнь своими красивыми пейзажами, тишиной и уединением. За время учебы художнику удалось побывать во многих местах. Косторезному промыслу в стиле «ажур» он обучался в Архангельской области, а преддипломную практику проходил в Тобольске – знакомился с местными скульптурами из зуба кашалота и кости мамонта.

Бато-Мунко Чимитов — единственный профессиональный косторез в Бурятии, получивший образование в Абрамцевском художественно-промышленном училище Московской области, по специализации — резьба по кости. С этого и начался творческий путь автора. С 1976 года работал художником, а затем главным художником на Опытном заводе художественных изделий и сувениров, член Союза художников России, имеет звание заслуженный художник Бурятии, народный художник Бурятии, в 2019 году стал лауреатом Государственной премии республики.

Изделия из кости Бато-Мунко Чимитова завораживают: богатая орнаментика, тематические сюжеты, бурятские мотивы – автор сумел найти неповторимый стиль. Предметы органично сочетают кость и металл, дерево и кожу. Бесподобное владение этим видом искусства, заслуживают восхищения. Самобытный материал даёт о себе знать, кость обладает мягкостью и особой теплотой. При работе с костью мастер не имеет право на ошибку, материал невозможно восстановить. Поэтому работа требует предельной сосредоточенности и настроя. Этим видом промысла Бато-Мунко Чимитов занимается около 45 лет.

2019 год для мастера стал особенным. Впервые в своей жизни он принял участие в конкурсе косторезного искусства. Его соперниками стали представители 17 регионов России и один – из Гренландии. Участники демонстрировали работы и проводили мастер-классы. По результатам фестиваля Бато-Мунко Чимитов стал обладателем Гран-при конкурса.

— Для меня это был шок – косторез из Бурятии поехал на фестиваль впервые и выиграл. Обычно такие награды достаются участникам, которые живут в регионе, где проходит конкурс. Я спрашивал жюри, по каким критериям они выбирали победителя. Мне ответили, что я смог передать в своих работах национальный стиль, — вспоминает он. Сразу после Якутии бурятский мастер отправился в Магадан на II международный фестиваль косторезов. Там художник получил диплом первой степени в номинации «Духовность в искусстве».

Справка: Бато-Мунко Балтуевич Чимитов родился 25 августа 1954 г. в селе Тохой Селенгинского района Бурятской АССР. Учился в Загустайской средней школе. С 1972-1976 — учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище Московской области (с основной специализацией — резьба по кости). С 1976-1991 — работал художником, затем главным художником на опытном заводе художественных изделий и сувениров. Организовал цех по выпуску художественных изделий и сувениров из кости. С 1989 — член Союза художников России. С 1977 — участник республиканских, зональных, российских, зарубежных выставок, в т.ч. персональной в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова (2004, Улан-Удэ).
Автор работ: пластика малых форм — «Борцы», «Первые шаги», «Лучники», «Арканщик», бурятские ножи, курительные трубки, табакерки, шкатулки, декоративная скульптура «Жамсаран» (1992); женская подвеска «Ургы» (1994), декоративный нож «Ургасы» (2002).
Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в музеях г. Москвы, г. Иркутска, г. Якутска, в частных коллекциях.

Источники: Интернет-ресурсы.

В новости