Искусство на кости
Сегодня, 25 августа день рождения уникального костореза, народного художника Республики Бурятия, члена Союза художников России Бато-Мунко Чимитова.
С его творчеством наши земляки смогли познакомиться в прошлом году на персональной выставке работ мастера » Сказания на бивне мамонта» в Агинском национальном музее им.Г.Цыбикова.
Его творчество, наполненное национальным колоритом, подтверждает, что искусство требует настоящего профессионализма. Иначе кость, будь то клык моржа или бивень мамонта, кость крупного рогатого скота останется всего лишь обычной костью, и шедевра из него не получится.
Этот сильный духом и на редкость целеустремленный человек идет своим путем, созидает, творит и радует нас жизнеутверждающим творчеством.
Пожелаем же мастеру неиссякаемой энергии, новых творческих побед и вдохновения!
Его первым признанным произведением стала иллюстрация к русской народной сказке. 9-летний Бато-Мунко разделил лист бумаги на четыре части и в каждом «окне» нарисовал эпизод, сложившийся в единую историю. Учительница внимательно посмотрела на рисунок и похвалила ученика. С тех пор мальчик стал признанным авторитетом и до 10-го класса выпускал стенгазеты, рисовал портреты писателей и даже самого Ленина, который у него получался так удачно, что по окончании школы учительница посоветовала ему идти учиться на художника.
Кто такие художники и где на них учат, в деревне в то время никто не знал. Вот артисты – другое дело, их знали все. Бато-Мунко любил математику и геометрию, но, послушав учительницу, решил попробовать. Приехав из родного Тохоя в Улан-Удэ, он устроился помощником художника-оформителя на Судостроительный завод, чтобы хоть чему-то научиться и поступить в художественную школу.
Как вспоминает Бато-Мунко Балтуевич, тяга к живописи была у него с самого детства. В родной школе в Селенгинском районе, будучи редактором стенгазеты, он рисовал портреты политических деятелей, писателей. Талант ребенка заметила классный руководитель. Она же и посоветовала после школы пойти учиться на художника. С этой целью Бато-Мунко Чимитов поехал в Улан-Удэ, чтобы поступить в художественную школу. Однако судьба распорядилась иначе. Товарищ предложил юному художнику попробовать свои силы на вступительных экзаменах в престижном Абрамцевском художественно-промышленном училище в Московской области. Попав в столицу, первым делом юноша отправился в московский музей Востока. Там он и познакомился с изделиями из слоновой и мамонтовой кости.
— Это были экспонаты мастеров из Китая, Индии, Японии и других стран. Я смотрел и думал, неужели можно так сделать, — рассказывает Бато-Мунко Балтуевич. Это событие для молодого человека стало знаковым. Студент Абрамцевского училища Бато-Мунко Чимитов выбрал своей специализацией «резьбу по кости».
К счастью, учеба оправдала всего его надежды. Занятия были интересными и наполненными яркими впечатлениями. Выходные молодой человек проводил не в кафе и кинотеатрах, а вместе с друзьями старался посетить какой-нибудь музей, и лучше – несколько. Вдохновляло художника и всё, что было вокруг. А в этом ему очень повезло: Абрамцево – знаменитый музей-усадьба в Сергиево-Посадском районе запомнился ему на всю жизнь своими красивыми пейзажами, тишиной и уединением. За время учебы художнику удалось побывать во многих местах. Косторезному промыслу в стиле «ажур» он обучался в Архангельской области, а преддипломную практику проходил в Тобольске – знакомился с местными скульптурами из зуба кашалота и кости мамонта.
Бато-Мунко Чимитов — единственный профессиональный косторез в Бурятии, получивший образование в Абрамцевском художественно-промышленном училище Московской области, по специализации — резьба по кости. С этого и начался творческий путь автора. С 1976 года работал художником, а затем главным художником на Опытном заводе художественных изделий и сувениров, член Союза художников России, имеет звание заслуженный художник Бурятии, народный художник Бурятии, в 2019 году стал лауреатом Государственной премии республики.
Изделия из кости Бато-Мунко Чимитова завораживают: богатая орнаментика, тематические сюжеты, бурятские мотивы – автор сумел найти неповторимый стиль. Предметы органично сочетают кость и металл, дерево и кожу. Бесподобное владение этим видом искусства, заслуживают восхищения. Самобытный материал даёт о себе знать, кость обладает мягкостью и особой теплотой. При работе с костью мастер не имеет право на ошибку, материал невозможно восстановить. Поэтому работа требует предельной сосредоточенности и настроя. Этим видом промысла Бато-Мунко Чимитов занимается около 45 лет.
2019 год для мастера стал особенным. Впервые в своей жизни он принял участие в конкурсе косторезного искусства. Его соперниками стали представители 17 регионов России и один – из Гренландии. Участники демонстрировали работы и проводили мастер-классы. По результатам фестиваля Бато-Мунко Чимитов стал обладателем Гран-при конкурса.
— Для меня это был шок – косторез из Бурятии поехал на фестиваль впервые и выиграл. Обычно такие награды достаются участникам, которые живут в регионе, где проходит конкурс. Я спрашивал жюри, по каким критериям они выбирали победителя. Мне ответили, что я смог передать в своих работах национальный стиль, — вспоминает он. Сразу после Якутии бурятский мастер отправился в Магадан на II международный фестиваль косторезов. Там художник получил диплом первой степени в номинации «Духовность в искусстве».
Справка: Бато-Мунко Балтуевич Чимитов родился 25 августа 1954 г. в селе Тохой Селенгинского района Бурятской АССР. Учился в Загустайской средней школе. С 1972-1976 — учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище Московской области (с основной специализацией — резьба по кости). С 1976-1991 — работал художником, затем главным художником на опытном заводе художественных изделий и сувениров. Организовал цех по выпуску художественных изделий и сувениров из кости. С 1989 — член Союза художников России. С 1977 — участник республиканских, зональных, российских, зарубежных выставок, в т.ч. персональной в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова (2004, Улан-Удэ).
Автор работ: пластика малых форм — «Борцы», «Первые шаги», «Лучники», «Арканщик», бурятские ножи, курительные трубки, табакерки, шкатулки, декоративная скульптура «Жамсаран» (1992); женская подвеска «Ургы» (1994), декоративный нож «Ургасы» (2002).
Произведения находятся в Республиканском художественном музее им. Ц.С.Сампилова, в музеях г. Москвы, г. Иркутска, г. Якутска, в частных коллекциях.
Источники: Интернет-ресурсы.