Храм Ворота — скальный останец, расположенный на южном отроге г. Алханай, образованном долинами ручьев Убжогое с западной стороны и Сухой Убжогое (Аршан) — с восточной. Храм Ворота находится на западном склоне отрога, на высоте около 1100 м по Балтийской системе высот. Это естественная арка, образованная процессом выветривания. Ее внутренний радиус от земли до внутреннего края свода около 6 м.
В центре площадки, расположенной под сводом арки, находится субурган. Субурган выполнен в соответствии с классическими канонами буддийской архитектуры. Очевидно, культ этого места сложился в добуддийский период. Его связь со старинными родоплеменными культами хоринцев отражают данные этнографии. К. М. Герасимова приводит сведения о том, что агинские буряты, выполняющие жертвоприношения на Алханае, считают, что дух этой жертвы через просвет Храма Ворота по прямой линии достигает хозяина о. Ольхон. Культ “хозяина” о. Ольхон является общеплеменной традицией всех хори-бурят. В непосредственной близости от Храма Ворота расположен ряд других культовых объектов. Все вместе они составляют своеобразный религиозный ансамбль, посещение которого является обязательным элементом паломничества на г. Алханай. В момент посещения Храма Ворота выполняется ряд буддийских обрядов: троекратный обход вокруг субургана — «гороо»; жертвоприношение рисом, деньгами, хадаками; чтение мантр и молитв. Между культовыми местами хоринских бурят существует определенная взаимосвязь и общность традиций, обусловленных единством этнической истории и культуры. “…Религиозные культы хоринских и баргузинских бурят в определенной мере взаимосвязаны. Общее в них — культы хозяев Ольхона, Баргузина (Барагхан). Хоринцы в Кижинге на Челсане и на обо в Хорхэ призывают хозяина Барагхана, на чесанском обо поминают хозяев Барагхана, Ольхона, Мундарга (Тункинские Саяны), северо-западного побережья Байкала. Агинцы на Алханае также делают жертвоприношения хозяину Ольхона’’ [Ламаизм…, 1983].
Ежегодно 29 июня у Храма Ворота ламами Агинского дацана проводится торжественный молебен в честь хозяина Алханая идама Дэмчога. Считается, что в этот день он реально присутствует на Алханае.
Из книги М.Ц. Итигилова «Алханай.
Природные и духовные сокровища», Новосибирск, 2000 г.