Хара-шибирцы в тылу в годы ВОВ

Хара-шибирцы в тылу в годы ВОВ

В июне 1941 года в мирную жизнь нашей страны ворвалось страшное слово «война». Уже на третий день после ее начала из Хара-Шибири ушли на фронт 80 мужчин. Среди них председатель колхоза Бальжинима Мажиев, его заместители Дарма Чимитов, Эрдынеев Гундо-Самбу, большинство трактористов, животноводов, учителей. Они поклонились святой горе Ноен-Уула, распрощались с родными и близкими, и двинулись в боевой путь. В селе остались старики, женщины и дети.

Оставшиеся понимали, что только их самоотверженный труд поможет одержать победу с лютым врагом. Долгие четыре года они жили и работали под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!».  Не хватало рабочих рук, лошадей, техники. В первый месяц начала войны на фронт были отправлены все пароконные телеги, 3 автомобиля – все, что было колхозом нажито за 10 лет. Несмотря на трудности, выполнялись поставленные планы по приему приплода, надою молока, по выращиванию зерновых. Многие женщины сели за штурвалы тракторов. Вот их имена, женщин-трактористок: Аюшиева Жаргал, Мучирова Дарима, Рабданова Бутит, Эрдынеева Цыбжит, Жапова Долгор и другие. Председателями колхоза имени Кирова в 1941-45 годы работали Гармаев Тумэн, Гончиков Тудуп, Цыденов Эрдыни, Ринчинов Жалсан.

Женщины, старики и дети из сил выбивались, вели хозяйство, как могли. Дети работали наравне с взрослыми. «Нам, поколению до 1932 года рождения, с лихвой достались тяготы военных лет… Можно сказать, что мы не знали детства, большинство из нас, окончив всего 3-4 класса начальной школы, пошли работать. Начинали, как обычно, с пастьбы телят, коров, выполняли самые различные работы: возили сено, заготавливали дрова. Мы работали под присмотром стариков и женщин. Все было: и плакали вместе, когда приходили похоронки, и радовались хорошим вестям…»-воспоминает о военном детстве ветеран труда Санжимитупов Цырен-Доржо.

О своем отце, участнике войны и о своем трудном детстве вспоминает   Чимитов Цырен-намдак, 1932 года рождения, старейший механизатор колхоза, кавалер орденов «Октябрьской революции», «Знак Почета». «Моя трудовая биография тесно связана с полеводством колхоза имени Кирова. Мой отец Санданов Чимит, стоявший у истоков колхозного движения, привил мне любовь к земле. В 1932-34 годах он возглавлял ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли) «Соел» в местности Бирия. Вместе с отцом начинали хлебопашество Базаров Бато, Дамдинов Жамсаран, Содномов Гончик, Жалсанов Бато, Аюшеева Жаргал, Найданов Сосор, Дугаров Санжа и другие.

В 1936 году отец возил продукты на золотые прииски в Алдан, и однажды привез мне конфету, это запомнилось на всю жизнь, потому что я впервые попробовал сладкое. Летом 1941 года отец ушел на фронт. Когда я спросил у него: «Когда вернешься, отец?», на что он уверенно ответил: «Через год». И действительно, через 1 год и 12 дней отец вернулся с войны, но … без ноги.

С 1944 года я начал работать прицепщиком у отца и проработал в полеводстве более 40 лет. А мой отец, уйдя с трактора, продолжил свой труд в овцеводстве».

Нелегко приходилось и девочкам 40-х годов. 11-летняя Хандама Дымбрылова вместе с взрослыми женщинами мяла коровьи шкуры, из которых потом изготавливались предметы конской сбруи и отправлялись на фронт.

Другая труженица тыла Дымбрылова Цыцык с горечью вспоминает о скудном питании тех тяжелых годов. В поисках пищи им приходилось разгребать норы полевых грызунов, где можно было найти зернышки, из которых можно было сварить кашу — замбу. До сих пор она помнит неприятный вкус мяса вынужденного забоя в связи с истощением и болезнью животного.

Отца 12-летней Батоевой Долсон — Базарова Бато, одного из первых трактористов колхоза, на фронт не взяли, и он от зари до зари трудился в поле.  Мать получила травму на ферме и умерла. Поэтому Долсон после 6-го класса пришлось уйти из школы, и она стала помогать отцу. Работала прицепщицей. Во время полевых работ жили в вагончиках на колесах и кочевали от поля до поля. Организовали ударное «Ефремовское звено» — 10 человек. Работали по 18-20 часов и не жаловались, потому что знали — это нужно для Победы. Питание было скудное, ели ревень, дикий чеснок, корни саранки. Мясо редко, а картошки в рационе бурят того времени не было. Осенью, после уборочных работ, с отцом уезжала в Могойтуйскую МТС ремонтировать трактора. Зимой подростки собирали снег и на санях вывозили на поля для увлажнения почвы и улучшения урожайности.

День Победы Долсон встретила в поле, на работе. Они тогда работали вблизи святой горы Ноен-Уула с Чимитовым Сандан. Работник Красной палатки Дондоков Бато-Дугар сообщил работающим радостную весть: война закончилась! Все плакали, обнимались! Всем был объявлен один день выходным.  А утром опять на работу: теперь надо было работать еще лучше, чтобы поднять на ноги обветшалое за годы войны хозяйство.

 

Увозила на фронт лошадей

…Четвертый год шла война. После долгих отступлений советские войска продвигались на запад. Чтобы разбить врага, нужна была не только техника, но и лошади. В 1944 году из Агинского округа на фронт были отправлены лошади. Из всех колхозов собрали лучших коней. Нашей молодой колхознице Санжаевой Цыремжит было доверено сопровождать лошадей на фронт: «Добирались до Курска целый месяц. На больших станциях в вагоны грузили сено и бочки с водой. Каждый ухаживал за своими лошадьми. Ветеринар следил за состоянием животных. В Иркутске нас поздравили с праздником 7 ноября. Сопровождающим выдавали военный паек, по тем временам довольно приличный. Я старалась держаться вместе со стариком из соседнего колхоза «Соел». Так и доехали до тех мест, где недавно гремела война. Страшная картина предстала перед нами: сожженные города и села, торчащие печные трубы, кругом горелая земля…

Встретили нас радушно. Угощали, а потом была баня. До сих пор помню, как сдавали лошадей: во время пути мы привязались к своим лошадям, и поэтому расставание было тяжелым. Жалко было животных, ведь они отправлялись в самое пекло войны и могли погибнуть. Я сняла уздечки с них, потрепала по морде и заплакала.

Шесть дней мы пробыли в Курске. Видели немецких военнопленных, которые тоже разглядывали нас, азиатов, одетых в бурятские дэгэлы. Продвигались по городу только строем, т.к. можно было нарваться на мину. Поразило множество касок, валяющихся на земле, и было нетрудно догадаться, что это каски погибших людей. Тяжело было видеть это, но мы понимали, что это была цена той Победы, которую мы ждали, и которая пришла через полгода».

С полей сражений к мирному труду.

Третья часть ушедших на фронт не вернулись из боя. Более 50 хара-шибирских женщин получили похоронки на своих мужей. Судьба многих пропавших без вести до сих пор неизвестна. Сколько матерей и жен ждали известий о своих близких.

Только в наше время, благодаря Интернету, удалось выяснить, что наш земляк Соржиев Бадара 1916 года рождения умер 15 июля 1943 году в немецком концлагере Шталаг IIB.

Его брат Соржиев Бальжинима 1912 года рождения погиб в апреле 1944 года. И только младший брат Болот вернулся с полей битвы домой, потом он много лет работал в колхозе им.Кирова.

Не вернулись с фронта три сына Гумпилова Ивана и Цындын – Тудуп, Цыдып, Цыденжап. Сегодня в Хара-Шибири живут их дети, внуки, правнуки, которые чтут память о своих предках.

Вернувшиеся принялись за восстановление хозяйства. Многие вернулись уставшими, раненными, покалеченными, однако все тянулись к делу, к работе. Усилиями колхозников хозяйство, хоть и медленно, но крепло. Если в 1948 году хлеб распределяли по 200 гр. на один трудодень, что деньгами 20 копеек, то через три года на один трудодень распределяли 1 килограмм зерна, денег 3 рубля 70 копеек.

Путь к победе был тяжелым и трудным, ведь она досталась ценой огромных жертв и материальных потерь. Как и весь народ, труженики тыла внесли весомый вклад и заплатили огромную цену за победу в Великой Отечественной войне. Они занимались сельским хозяйством, перевозкой грузов, пошивом одежды и поставкой его туда. Тяжелые условия жизни, изнуряющая работа, голод, потеря родных, здоровья, возможности учиться — такова была цена победы.

Родина высоко оценила подвиги тружеников тыла. Сразу же после окончания войны десятки тысяч тружеников промышленности, сельского хозяйства и культуры были удостоены памятных медалей «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

В нашем селе сегодня живут 8 тружеников тыла, награжденных этой наградой. Их вклад в Победу неоценим, об этом должны знать мы, живущие сегодня под мирным небом.

Сегодня над нами сияет мирное небо и яркое солнце. Мы радуемся жизни, любим, учимся, создаем семьи, растим детей и внуков. В спешке повседневных дел мы не всегда оглядываемся назад, на историю своей страны, своей малой родины, не так часто вспоминаем тех, кто отдал жизнь во имя сегодняшнего дня и будущего времени. Война оставила страшный и непоправимый след в жизни каждого села, каждой семьи.

Е.Б.Раднаева,

зав. отделом музея

ДК СП «Хара-Шибирь»

Дата публикации: 16.08.2021
В новости