Гунгарбаа-божница

Гунгарбаа-божница

Дата публикации: 16.05.2020

Гунгарбаа-божница была самым поздним по времени возникновения сакральным объектом в юрте. Она появилась вместе с приходом буддизма в Бурятии в начале XVIII века и заняла почетное место на северной стороне юрты, которая называлась «хоймор», «бурханай тала» — «место обитания божеств». Сама божница называлась «гунгарбаа», «сумэ» или «бурханай шэрээ» и выступала как обязательный атрибут домашего интерьера всех кочевых народов Центральной Азии, исповедующих ламаизм: бурят, монголов, тувинцев. Самые ранние божницы были в виде небольших одно- или двухстворчатых шкафчиков (бурханай шэрээ). В конце XIX-начале XX века божница уже состояла из двух или трех предметов, установленных друг на друга. На прямоугольный столик с четырьмя ножками, с одним или двумя выдвижными ящиками устанавливали закрывающиеся застекленный шкаф (гунгарбаа или сумэ). Внутри лесенкой делались две-три полочки, на которые размещали скульптуры божеств, выполненные в разной технике: повсеместно встречались нарисованные на холсте божества — так называемые Дэлэг бурхан или Татамал бурхан от слов «дэлгэхэ», «татаха» — «разворачивать». В некоторых домах встречались литые скульптуры, в основном их привозили из Тибета и Монголии, поэтому ценились они очень дорого, редкий бедняк мог позволить себе такую роскошь. Наиболее популярными персонажами считались божества, дарующие долголетие — Аюша, богатства — Намсарай, милосердие — Арьяа — бала, покровитель — хозяин всего живого на земле — Саган Убгэн. На нижних полочках расставляли чашечки для жертвоприношений (сугсэ), другие атрибуты алтаря. Также в шкафу хранились богослужебные священные книги, обернутые в драгоценные ткани.

В новости