После Октябрьской революции 1917 года, известный бурятский ученый, профессор, исследователь Центральной Азии Гомбожаб Цыбиков, работавший в Восточном факультете Дальневосточного университета, возвращается на родину, в Агу и работает некоторое время Агинским аймачным тайшой. Об этом периоде его жизни упоминает Дамдин Шулунов в своей статье «Агинские буряты: от сплава хори и хамниган до наших дней» на сайте asiarussia.ru (https://asiarussia.ru/articles/16555/). Он действительно занимал должность тайши Агинского аймака. И вот одна история, дошедшая до наших дней устным путем о том, почему Цыбиков вскоре оставил этот пост.
Занимая должность тайши, Гомбожаб Цыбиков поставил свою юрту на небольшом островке на озере Бильчирэй нуур, который располагается между Урда-Агой и Сахюртой. Видимо, был засушливый период в то время и озеро настолько обмелело, что появился остров посреди воды. В обязанность тайши того времени входила обязанность выдачи разрешения на погребение усопшего. И вот приехали с берегов Онона некие люди, попросили выдать разрешение на погребение недавно ушедшего из жизни родственника. Гомбожаб Цыбиков выдал письменное разрешение.
Шли дни и вдруг обнаружилось, что тот усопший умер не своей смертью. Имело место убийство. Началось расследование, но встал вопрос, кто выдал разрешение на погребение. Значилась подпись Гомбожаба Цыбикова. Тучи сгустились над озером. Его начали обвинять в преднамеренном содействии преступлению. Гомбожаб Цыбекович написал прошение о добровольном уходе с должности тайши, что и было удовлетворено. Но как же все нелепо… в его обязанность не входило расследование причин по каждому случаю смерти. Как он мог знать об убийстве… И тут появляется мысль – как же все изменчиво и хрупко было. Занимая некий пост, исправно исполняя свои прямые обязанности, запросто можно было оказаться виновным.
Подготовил Б.Д.Дугаржапов,
Ведущий научный сотрудник ГУК
«Агинский национальный музей им. Г.Цыбикова»