Головной убор для бурята, монгола — предмет, наделенный особой сакральностью. Форма убора — полусферическая, повторяет форму небесного свода, поверхности юрты, очертания сопок и холмов, типичных для территории Бурятии и Монголии. Конусообразная форма напоминает контуры гор — обиталищ духов, хозяев, божеств.
Предки бурят считали, что головной убор – это «вместилище», он и оберег жизненной силы человека и символическое обращение к Небу, Солнцу как Творцам. Когда человек надевает бурятскую шапку, он обретает покровителей тэнгэринского мира, которые оберегают его и помогают ему. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Так, остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную.
Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо. При этом женщины снимали шапки только когда ложились спать. Традиционно головные уборы различались и по сезону и назначению: они были зимние и летние, будничные и нарядные. Материалом служило сукно черного или синего цвета, а нарядные шапки шили из шелковых тканей сине-голубых тонов. Околыш летней шапки покрывали плисом, бархатом, использовались также меха выдры, мерлушки, рыси, лисицы, колонка. Тулью шапки иногда утепляли войлочной подкладкой или мерлушкой, также использовались беличьи и заячьи меха.
У забайкальских кочевников наиболее популярны были 3 типа шапок, из них наиболее древний — цельнокроеный одношовный головной убор юyдэн, с наушниками, и полукруглым выступом, закрывающим шею. Шапка состояла из двух половин — правой и левой. Верх выкраивался вместе с наушниками, был узким в налобной и широким в затылочной части. Такая форма хорошо защищала лицо и шею. Шили ее из черного или синего плотного сукна, как и субу — накидку, надеваемую в непогоду. Данная одежда (суба и юдэн) чаще всего встречалась у бурят степных районов (агинских, кяхтинских, джидинских, закаменских). У монголов она называлась юбан, у казахов — башлык, у тувинцев — бyдзэлгэ.