Появление необычных предметов и аппаратов в сельской школе – явление очень редкое, неординарное. Откуда они появляются? В Сахюртинской средней школе, два года назад появился телескоп, который будоражил своим появлением не только детвору, не только взрослое население села, но и жителей окружного центра, когда его установили во дворе Агинского национального музея им.Г.Цыбикова и приглашали посмотреть на далекие и близкие звезды.
А несколько дней назад в этой же Сахюртинской школе состоялось открытие первого мини-геологического музея в сельской местности! Инициатором и организатором данного мероприятия стала преподаватель физики школы, энтузиаст-педагог, неординарно-мыслящий человек Соелма Жалсаповна Жамбалова. И мы решили задать ей несколько вопросов.
-Как у вас появилась идея создания такого необычного музея?
— Все понимают, что создание музея дело непростое. Для его создания у нас было несколько причин: первая — в том, что в нашей школе немного не хватало геологического направления. Например, в кабинете физики и географии у нас были коллекции минералов именно нашей местности с горы Дунда-Ага, Дэлюн, Сахюрта, а также других мест Забайкальского края, и здесь учителя могли проводить интересные уроки о мире камней, проводить физические эксперименты. Вторая причина – цифровая образовательная среда школы способна удовлетворить потребности всех субъектов образовательного процесса. Третья причина — в кабинете географии у нас были интересные геологические минералы: кальциты с пещеры малоизученной г.Белая, кристаллы кварца, флюорита, образцы турмалина, базальта и другие. Некоторые камни приносили родители, которые когда-то работали в геологических разведках, некоторые принесли ребята, коллекционирующие горные породы, но не знали, как применить их дома, некоторые камни сохранилась в школе еще с советского времени, когда в школы централизованно отправляли коллекции горных пород. Четвертая причина — часто учащиеся нашей школы занимались исследовательской деятельности по минералогии, геологии, геофизике, краеведению, а наглядный материал был разрознен, или его не хватало.
— Почему именно школьный геологический музей?
— Наша главная цель — создание школьного просветительского центра в области наук о Земле, о стране, о Забайкальском крае, которое объединило бы отдельные географические и геологические дисциплины (минералогию, палеонтологию, геофизику и т.п.), что очень редко в сельских школах.
Не секрет, что сегодня внимание современных школьников приковано к многообразным гаджетам, и школьному образованию сложно выдерживать такую конкуренцию. Изучив всевозможные варианты организации внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что школьный мини-геологический музей способен привлечь и развить интерес обучающихся к познанию окружающего мира и что создание музея, улучшит направления для краеведческой деятельности, направленной на воспитание любви к малой и большой Родине, бережного отношения к нашей планете.
К старшим классам интерес обучающихся становится более узким, направленным на изучение предметов, необходимых для поступления в учебные заведения, а изучение географии, а тем более геологии, для многих остается не до конца понятым. А старшеклассники не хотят терять время на занятия, которые в будущем им не будут нужны в профессии. Как же поддержать интерес учеников 5-6 классов, чтобы он сохранился к 9-11 классу, а возможно и повлиял на выбор их будущей профессии?
Поэтому вывод: образование, включающее в себя знание не только химии, географии, физики, но и геологии, во взаимодействии всеми компонентами системы ЦОС обеспечит повышение качества образования в области естественно-научной грамотности, а хорошее образование подразумевает знания о строении, происхождении и развитии Земли, геологических процессах, вещественного состава, структуры земной коры и литосферы. Изучение этих вопросов должно вестись всеми доступными методами с привлечением других наук и дисциплин, с применением цифровых образовательных технологий.
Создание мини-геологического музея в нашей школе поможет всем школьникам от начальных классов и до старших – видеть ежедневно выставку камней и в дальнейшем интересоваться ими, открывать их новые интересные свойства и т.д.
— Кого вы пригласили на открытие мини-музея?
— Много лет мы сотрудничаем с Роман Андреевичем Филенко, научным сотрудником лаборатории геохимии и рудогинеза Института природных ресурсов экологии и криологии Сибирского отделения РАН, членом минералогического общества. Роман Андреевич всегда оказывает нам большую методическую помощь и моральную поддержку, и он был почетным гостем. На открытие присутствовали глава Администрации села Сахюрта Баир Дондокович Цыдыпов, директор школы, МОУ «Хойто — Агинская СОШ » ветеран труда, Должин Цырендашиевна Базаргуруева, член союза писателей России, Заслуженный работник образования Забайкальского края Дугарма Батоболотовна Батоболотова, наши коллеги – учителя и главные участники – учащиеся школы. От многих приглашенных гостей прозвучали приятные слова, пожелания процветания и расширения экспозиций.
— Соелма Жалсаповна, расскажите, пожалуйста, вкратце о выставочных экспозициях.
— Призеры краевой научно-практической конференции «Шаг в будущее» этого года, мои ученицы — учащиеся 9 класса Дыжид Иванова и 8 класса Полина Рогалева, провели первую экскурсию по нашему новому музею.
Работа по сбору школьной коллекции музея началась в 2019 году. Сегодня она насчитывает более ста экспонатов.
В трёх тематических экспозициях выставлены ювелирные и поделочные камни халцедоны, яшмы, которыми богаты окрестности села Сахюрта, а также минералы месторождений Агинского, Оловяннинского, Дульдургинского, Борзинского районов.
В основном фонде представлены виды подлинных материалов, пригодных для длительного хранения, являющиеся первоисточниками для изучения геологии (образцы горных пород и минералов). Показаны классификации горных пород и минералов по основе их происхождения: магматические, осадочные, метаморфические.
В научно-вспомогательном фонде мы видим книги, журналы, справочники, энциклопедии, фотографии, плакаты, видеоматериалы.
В методологическом фонде — тематические экскурсии о происхождении планеты Земля, о строении литосферы, о составе и возможностях использования человеком, о геологических процессах, экологических функциях литосферы и т.д. Здесь хочу отметить в разработке комплексов большую помощь от своего наставника по географии Балжировой Оксаны Дугаровны.
Конечно же, как в любом музее, имеется своя документация — книга учета основного фонда. Это необходимо для обеспечения сохранности самого музейного предмета и для сохранности сведений, имеющихся о предмете.
— Чем еще запомнилось мероприятие?
— Роман Андреевич Филенко рассказал нам лекцию «Геологические достопримечательности Агинского района», а также подарил новому музею уникальные коллекционные образцы минералов нашего края — аквамарины, агаты и другие экспонаты по профилю музея. Все и взрослые, и учащиеся, затаив дыхание, слушали его выступление.
— Как вы думаете, каким детям это направление интересно?
— Заинтересовать всех детей геологией невозможно и не просто! В основном, интересуются ученики среднего звена, которым всё это ново, которые любят и желают узнавать про свою местность, про редкие камни на этих горах, и хотят участвовать в походах и экспедициях, а вот выступать с докладами на олимпиады и НПК разрешено только с 9 класса, поэтому, есть возможность подучиться в средних классах и к старшим классам быть готовыми к конкурсам и олимпиадам.
На уроках географии в 6 классах проводится практическое определение названий образцов минералов, ребята знакомятся не только с полезными ископаемыми нашего края, но и с яшмами местной горы Дэлюн, кстати, по нему у меня подготовлена красочная презентация.
Учителя химии, физики, биологии так же используют на уроках образцы полезных ископаемых, руды, нефти, минералов в форме кристаллов.
Для эффективной работы музея создан геологический клуб, который включает в себя разнообразные формы проведения внеурочной деятельности. В клубе учащиеся не только занимаются исследовательской деятельностью по изучению горных пород, минералов нашего края, но и готовят доклады, рефераты, научные работы для участия в НПК «Шаг в науку», сами становятся экскурсоводами нашего музея.
Экскурсии в основном проводятся по просьбам учителей (чаще начальной школы и среднего звена). Таким образом, мы занимаемся просветительской деятельностью среди обучающихся нашей школы и планируем приглашать на экскурсии ребят из школ нашего района. Самостоятельно проводя экскурсии по геологическому музею школы, ребята развивают свои личностные качества.
— А какие технологии используют ваши учителя?
— Вы знаете, таких технологий много и навряд ли эти названия будут вам понятны: инфографика, облако тэгов, виртуальная доска, интерактивные плакаты и интерактивные книги, сторителлинг, ленты времени, мультимедийный лонгрид, мультимедиа, скрайбинг, геосервисы, интерактивные дидактические материалы и ресурсы для реализации геймификации, QR коды и т.д.
— Действительно, мало что понятно. А самое приятное, что наши педагоги такие продвинутые и разносторонне развитые!
— Чего ожидаете от открытия музея?
— Наши дети научатся определять горные породы, минералы, полезные ископаемые своего края, читать географические карты, работать с научной-популярной литературой и справочниками, презентовать свои наработки, личностные достижения и, конечно же, работать в команде. Таким образом, школьный геологический музей станет мощным средством развития личностных и мета-предметных компетенций обучающихся.
— Желаем вашему педагогическому новшеству – развития и расширения географического кругозора учащихся!