Этнопедагогика бурят

Этнопедагогика бурят

Девять наук настоящего мужчины

Бурятский народ создал самобытную педагогическую систему. Жизнь бурят требовала от них разносторонней подготовки. Поэтому каждая семья старалась с ранних лет приобщить детей к традиционным занятиям, привить традиции и обычаи предков. С двух лет малыши начинали следить за собственной одеждой, помогать матери и старшим сестрам убирать жилище, носить дрова, выполнять мелкие поручения.

С шести лет требования к детям повышались. Подготовка мальчиков велась в соответствии с древней системой hайн эрын юhэн эрдэм (девять наук настоящего мужчины). Она предполагала, что юноши должны уметь:

1) Агнаха (охотиться);

2) эбэр номын хубшэ татаха (уметь натягивать тетиву рогового лука);

З) урилданай мори унаха (уметь быть наездником);

4) барилдаха (уметь бороться);

5) дархалха (уметь выполнять кузнечные работы);

6) урлаха (уметь мастерить);

7) ташуур гурэхэ (уметь плести кнут);

8)  шудэр томохо (уметь вить путы-треножники);

9) hээр шааха (уметь ломать одним ударом хребтовую кость крупного рогатого скота).

Проведение облавных охот влияло на воспитание и развитие детей. Они слышали рассказы об удачливых добытчиках и видели, как тщательно старшие готовятся к предстоящей охоте. Умение добыть зверя помогало получить военно-тактическую выучку. Например, наблюдая за поведением зверей в кругу облавы, рассчитывая силу рук и расстояние при стрельбе, молодые участники со временем переосмысливали способы добычи зверя, переводили на приемы ведения боя. Так, в старину у древнемонгольских племен существовало свыше шестидесяти способов прорыва из окружения.

Стрелять из лука учили с трех лет. Показателем мастерства лучников считалось умение поразить мишень на скаку с большого расстояния.

Почитаемым было кузнечное дело. Мастерство древних бурят в обработке металла ставили в один ряд с дамасским. Свои кузнечные умения мастера передавали только по наследству. Кузнецы-ювелиры в основном работали с благородными металлами, с серебром и золотом. Кузнецы-дарханы по железу занимались изготовлением предметов быта.

Женский идеал

Основополагающим в воспитании девочек был идеал добропорядочной жены, умелой хозяйки, заботливой матери. Система подготовки девочек называлась эхэнэр хунэй долоон шанар (семь талантов женщины). В соответствии с этой системой девочки должны были овладеть семью умениями:

1) Оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью (эхэ эсэгэдээ гурбан зоолэниие шутоохэ угын зоолэн, эдеэнэй зоолэн, унтариин зоолэн);

2) воспитывать детей хорошими людьми (ухибуудээ haйн хунууд болгожо хумуужуулхэ);

3) вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг (гэр байраяа, гал гуламтаяа haйнaap сахиха);

4) ухаживать за домашними животными (мал адуугаа тобир тарганаар адуулха);

5) готовить молочные блюда (сагаан эдеэ бэлдэжэ шадаха);

6) умением уважать мужа и принимать гостей (эрэ нухэроо, айлшадаа хундэлхэ);

7) быть хозяйкой серебряного наперстка — владеть искусством шитья (мунгэн хурабшын эзэн болохо).

У бурят было принято прививать детям любовь к родной стороне, передавать им историю своей родословной. Почитание предков обеспечивало хорошее знание истории рода, лучших представителей этноса. Человек чувствовал себя частью своего народа, понимал собственную ответственность перед ним. Считалось, что духи предков оберегают живых продолжателей рода от бед и несчастий.

 

Дата публикации: 06.01.2021
В новости