Этническая история бурят

Этническая история бурят

Этногенез и этническая история бурят на протяжении всей истории развития тесно связаны с территорией Прибайкалья, а именно с долинами таких крупных рек как Ангара, Лена, Селенга. Основу бурятского этноса составили многочисленные монголо- и тюркоязычные племена, расселявшиеся в долинах этих рек и их притоков. Формирование бурятского этноса происходило в течение длительного периода с древности и до наших дней, в котором выделяется несколько важных этапов, образованием и распадом этнических ядер, активными изменениями языкового пространства.
Одним из ранних этнополитических объединений в Прибайкалье были уч-курыканы. Основу общества Уч-курыкан составляли тюркоязычные и монголоязычные кочевые племена, так как в их составе обнаруживаются осколки сяньби и хунну. Соnутствующим им населением были согдийцы, которые занимались земледелием, ремеслом и сооружением военных укреплений. Покоренным населением, частично влившимся в состав курыкан, были местные племена тунгусского, возможно, самодийского и енисейского происхождения. В дальнейшем, завоеватели именовали свои земли Баргу, что означает «добыча», соответственно, могли именоваться баргучи — баргуджин — ,,добытчик, завоеватель». Одновременно, за военно-кочевой прослойкой населения закрепляется термин буритай — волк, скрывающий значение «кочевого [степного]воина».
Со временем курыканская общность, спаянная разнородных элементов, распадается территориальные группы. Как реликты сохраняются этноним куркан — хурхад, широко распространенный у западных бурят и термин буритай, который приобрел форму буртэ-чино. Х веку из среды курыкан выделились такие крупные территориальные группы, как булга – «смешанные» и корытума – «охрана, защита». В их состав вошли прежде разные по происхождению, социальному статусу группы населения, к этому времени несущие общую культурную традицию, являющуюся результатом консолидации и ассимиляции. Основу булга составляли прежние завоеватели этой земли, что выразилось в именах генеалогических первопредков — персонификациях различного порядка, относящихся к сакральному времени. В частности, это Тугалак – «имеющий знамя»- образ предков-воинов, Булган-хара — простые смешанные [племена] — образ всех предков, первоначально составивших общность, Бузган­хара — образ земного потомства Буха-нойона.
В основу корытума легли группы населения, расселенные на периферии курыканского общества, в сознании которых наиболее ярко закрепилось их военное прошлое, что выразилось в их этнониме — корытума/хоритумат (охрана, защита). Деление современных · хоринцев на две группы — шаралдай и нагатай — указывает, очевидно, на прежнее расселение в рамках двух территориальных групп. Наличие этих этнонимов у западных бурят указывает на домонгольский период территориального деления.
Прибайкальское население до X-XI вв. сохраняло тюрко-монгольский билингвизм с главенствующей ролью тюркского языка. Однако с начала Х века, в связи с проникновением значительных групп населения из Центральной Азии, в основном монголоязычного, начинается процесс ассимиляции тюркоязычных групп населения монгольскими. Одновременно происходит культурная ассимиляция пришлых местными общностями.
В период X-XII веков в Прибайкалье из пришлого, в основном, ойратского населения на северной окраине, складывается общность, впоследствии именуемая сэгэнут-олёт. Также складывается территориальная общность во главе с икиресами — осколком центральноазиатского монгольского племени, в верховьях р. Лены и р. Куды. К XII веку монголизируются этнонимы общностей булга — булгачин, булгадай, булгад и корытума — хоритумад. В более поздний период бурятизируется этноним икирес — ихирид. В конце XII века с территории Прибайкалья насильственным путем вглубь Монголии уводятся хоритуматы, часть которых в XVI веке, сохранив этноним хори, возвращается в Прибайкалье.
В XV-XVI веках в Западном Прибайкалье происходит окончательная монголизация (бурятизация) населения в языковом аспекте. В XVI веке на территорию Западного Прибайкалья начинают продвигаться монгольские племена из приграничных районов Северо-Западной Монголии, близкие бурятским племенам по языку. Важное место среди них занимало племя хонгодор, которое и дало свой этноним будущему хонгодорскому объединению. Формирование хонгодоров как большого племени происходило именно в Прибайкалье на основе постоянно прибывавших переселенцев в период XVI-XVIII веков.
Наряду с племенами, составившими хонгодорское объединение, в Западную Бурятию прибывает постоянный поток беженцев из различных районов Монголии во времена междоусобных войн, экспансии маньчжуров. Преобладающими по численности в этом потоке были осколки халхасских и ойратских племен. Основная масса поздних переселенцев прибывает в Прибайкалье в XVI — XVII веках. Беженцы этой волны расселяются среди основного населения бурятских племен, в основном, на незанятых территориях и в периферийных районах. В языковом отношении они быстро ассимилируются. В целом, эти переселенцы не оказывают значительного влияния на процесс развития стержневых этнических групп, значительно разнообразят этническую карту региона.
Весь этот период территория Восточной Бурятии, включая среднее течение Селенги, ее притоков Уды, Хилка, Чикоя являлась неотъемлемой частью халха-монгольских княжеств. Долины рек Ингода, Шилка, Онон, Аргунь находились в ареале, расселения как халха-монголов, так и дауров конных тунгусов.
В Российский период, т.е. в XVII-XIX вв., также происходят важные процессы, результате которых было формирование к концу XVII века западнобурятского этноса, с единым самосознанием, выраженным в едином этнониме бурят (буряад), единством территории, культуры стереотипа поведения. К концу XVIII — началу Х вв. под влиянием внешнего административного этнического и религиозного факторов на основе западнобурятского этноса и Забайкальского монголоязычного населения складывается новая, более крупная, как в территориальном так и по своему этническому составу, общность бурятского этноса. Рождающийся этнос включает себя все монголоязычное население Западного и Восточного Прибайкалья, отделенного Центральной Азии государственными границам.. Все эти процессы указывают на сложность этнического состава, из которого сложились буряты.
Б.З. Нанзатов .к.и.н.
в кн. Т.А.Бороноева
«Бурятский традиционный костюм», У-У, 2017 г.

 

 

 

 

 

 

Дата публикации: 20.09.2021
В новости