Буряты не отделяли себя от природы, поскольку традиционными формами их хозяйственной деятельности были собирательство, охота, рыболовство, кочевое и полукочевое скотоводство. Все связано со всем.
Головной убор женщин означает взаимосвязь явлений в природе: верхняя часть обозначала небосвод — тэнгэри, красные кисточки – лучи солнца – наран, нижняя часть обозначала землю – газар. Украшения, ниспадающие на грудь с головного убора, символизировали: звезды, солнце, луну, дождь, снег и др. В окрестностях целебных источников — аршанов не разрешается собирать грибы, ягоды, с целью вывоза, делать заготовки, мотивируя тем, что лечение водами не пойдёт на пользу, т.к. «хозяин» аршана прогневается и т.д. Оно и понятно, ведь малейшее нарушение экологического равновесия, чревато серьёзными осложнениями, вплоть до исчезновения источника.Буряты проявляли заботу не только о наиболее ценных охотничьих животных, но и проводили простейшие мероприятия по охране среды и обитания. Считалось совершенно недопустимым сдирать и вытаптывать ягель, употреблять в пищу грибы, поскольку они входили в рацион самого главного животного — северного оленя.Охотники прошлого, понимали санитарную роль хищных животных. По существующим обычаям не полагалось убивать волков, орлов, воронов, и сов. Считалось, что они предназначены для разреживания стад других животных, для избавления их от болезней и мора, для уничтожения вредителей и грызунов. Это положение подтверждается рядом рядом классических примеров:
Истребление волков — вырождение оленей
Истребление воробьев — низкая урожайность зерна
Появление кошек — падение удоев коров. У бурят запрещено убивать пауков, мотивируя тем, что коровы снизят удой. Казалось бы два явления — независимые друг от друга: паук и корова. Оказывается, зависимость существуют: чем меньше пауков, тем больше мошек, комаров досаждающих корове. Существовали многие приметы и верования, которые в той или иной мере запрещали добычи волков и сов. Например: «Если по дороге в тайгу встретят и убьют зайца, то считалось, что охота будет удачной, если случайно по дороге убьют волка, то считалось, что охота будет плохой, частенько она вообще откладывалось».
Все должно куда-то деватьсяБольшим грехом считалось не только копание земли, но даже царапанье почвы. Добывая луковицы сараны клубни и корни лекарственных трав, буряты разравнивали почву, засевали место семенами этих растений. При перекочевке обязательно удаляли остатки кольев из земли, ведь это равнозначно занозе в теле человека, а земля — мать. Место, где стояла рта, всегда очищали, удобряли золой и навозом.
Традиционное сельское хозяйство бурят имело форму кочевого скотоводства, основанного на постоянном передвижении людей с животными. При этом они избегали разрушения природных ландшафтов от слишком интенсивного использования. Земляными работами буряты в основном не занимались, т.к. земля была прародительницей всего живого, и даже простое царапание почвы было огромным грехом.Забои животного сопровождался ритуалом воскрешения, даже при разделке старались не ломать костей, не оставлять пролитую кровь на земле, обычно забрасывали землей, снегом. Так делают и сейчас.
Строго запрещалось осквернять огонь, очаг – это означало оскорбление хозяйки огня и неизбежно должно привести к угасанию рода. Буряты не жгли мусор, старались его не производить. Природа знает лучше.
В основе многих обрядов бурят лежат чувства благодарности, благоговения, что подчёркивает неосознанное глубинное понимание хрупкости экологической среды. В этой связи можно говорить о наличии рациональных механизмов адаптации к среде обитания, умении сохранять баланс во взаимоотношениях со средой, путём осуществления стихийных природоохранных мер. Хорошо известны системы строгого ограничения времени, места и масштабов охоты на животных, сбора растений. Охота производилась только на взрослых самцов, убийство самки расценивалось как негативное деяние. Детенышей убитой самки нельзя было оставлять в живых, считалось, что они обречены на страшную, голодную смерть. Иногда детенышей копытных животных оставляли и выращивали вместе с домашним скотом. Существовал запрет заниматься охотой в местах, где проходил отел лосей, косуль, маралов и т. д. Нельзя было затевать охоту, когда животные находились в бедственном положении после засухи, половодья или гололедицы, бескормицы Плодородие всегда являлось для бурят важнейшим фактором жизнедеятельности. Они изучали, на каких угодьях и как лучше содержать животных, а потому старались оберегать землю. При пастьбе сгоняли отару или гурт по пологому склону, не допуская перекатывания камней на пастбищные и сенокосные угодья.Вообще, сдвигание с места камней считалось большим грехом, если только это не было очищением дороги. Недаром у бурят-монголов носовая часть обуви всегда загнута . Древние поверья и предания бурят указывают на то, что духи гневно реагировали на распахивание почвы, вырубку лесов, загрязнение рек, насылая на виновников всевозможные болезни и стихийные бедствия.Существовало поверье, что гибель дерева влечет за собой смерть человека. Считалось, что если во время грозы или бури было сломано много деревьев — много людей уйдет из жизни, плохим предзнаменованием являлось привидевшееся во сне поваленное дерево. Существовал запрет рубить дерево без особой надобности. Даже на зиму раньше не заготавливали дров, т.е. специально для этого не валили, а использовали для топлива обычно сухостой и валежник. Существовали так называемые «мунхэ модон» — «вечные деревья» (кедр, ель), которые ппочитались особенно благоговейно. Разумеется, рубить эти деревья также запрещалось. Более того, это могло привести к болезни не только того, кто срубит дерево, но и его потомков. Некоторые деревья отмечались особым знаком — «эзэтэй модон» (т.е. дерево имеет свой дух).
До и после охоты, чтобы обеспечить ее успех, проводился обряд жертвоприношений хозяину тайги — Хангаю, который якобы зорко следил за чистотой и порядком в лесу. Все дикие звери считались собственностью хозяина тайги. У бурят существовал обычай: с каждым из встретившихся на пути людей удачливый охотник должен был обязательно поделиться своей добычей. С одной стороны, это был жест доброй воли, с другой стороны, принявший дар как бы разделял ответственность за пролитую кровь.Мера добычи ограничивалась негласным правилом «нельзя относиться с жадностью к дарам природы» (дайдын хэшэгтэобтожо болохогуй), «тайгу опустошать, промышляя нельзя: северную сторону разрушать, охотясь нельзя» (тайгые тапарсарнь — агнахагуй, арые айрсарнь агнахагуй). На этот счет бытовали поверья о том, что у жадных охотников могут погибнуть дети как бы взамен, убитых сверх меры зверей. Жизнь животных оценивалась высоко, как и жизнь человека.Соблюдение подобных ритуалов воспитывало у молодых охотников, скотоводов умение сопереживать, уважение к живому.