Даши-Зэгбэ Жамсаранов — председатель колхоза «Путь Ильича», учитель, ветеран ВОВ

Даши-Зэгбэ Жамсаранов — председатель колхоза «Путь Ильича», учитель, ветеран ВОВ

 

Даши-Зэгбэ Гомбоевич Жамсаранов за время работы председателем Агинского райисполкома убедился, как не­легок труд председателя колхоза. И, выезжая в хозяйства, он не портил нервы председателям колхозов по мелочам и в уме всегда прикидывал: как бы он сам поступил на их месте? И если видел явную бесхозяйственность, бесконтрольность, то уж спуску не давал.

А в феврале 1963 года Даши Гомбоевича рекомендовали председателем крупнейшего в округе колхоза «Путь Ильича». И уже через три года в Цаган-Оле произошли разительные перемены, прежде всего резко возросла продажа продуктов животноводства государству. Если в 1962 году доход колхоза составил 97 600 рублей, то в 1965 году доход вырос до полуто­ра миллионов рублей. Были перевыполнены планы по прода­же шерсти, мяса, молока. Несколько лет назад многих коров  не доили, они были разбросаны по гуртам, то теперь такого не стало, были подобраны до­ярки и дела с производством молока попра­вились.

С первых шагов председательства Даши Гомбоевич стал опираться на актив, партий­ную организацию, советоваться с людьми по важнейшим вопросам улучшения веде­ния хозяйства. В передовых хозяйствах об­ласти показала свои преимущества отряд­но-звеньевая система организации труда в полеводстве. Этот опыт начали перенимать и агинские хлеборобы. В Цаган-Оле подобра­ли хороших, знающих цену земле руководи­телей отрядов по возделыванию зерновых и пропашных культур. Отряды возглавили Ни­колай Корякин, Батожаргал Митупов, Вален­тин Симоненко, Андрей Самсонов, Михаил Алешков.

В 1964 году цаганольские механизаторы получили в среднем с одного гектара по 9,6 центнера зерна. Колхоз в ту осень засыпал в закрома государства свыше девяти тысяч центнеров зерна. Раньше таких урожаев зер­на здесь никогда не получали. Как-то вечером Даши Гомбоевич попросил специалистов за­держаться в конторе. Он решил выслушать их мнение о переводе овцеводов на аккор­дно-премиальную оплату труда за получен­ную продукцию. Все согласились с доводами председателя и тут же работникам бухгалте­рии было предложено подработать все расче­ты, расценки.

Прогрессивная оплата труда овцеводов себя оправдала. Теперь во время стрижки каждый чабан следил за тем, чтобы на живот­ном не оставалось ни клочка шерсти. Только за сверхплановый настриг шерсти чабанам колхоза за 1995 год было выплачено в поряд­ке дополнительной оплаты три с половиной тысячи рублей. Заработки чабанов значи­тельно поднялись.

Столкнулся Даши Гомбоевич и с тем, что в колхозе остро ощущалась нехватка рабо­чих рук. До этого большинство переселенцев долго не задерживались в Цаган-Оле. Жамсаранов же не уставал повторять:

— Создадим людям хорошие условия, и переселенцы осядут у нас. Не сделаем этого и силой их здесь не удержим.

В Цаган-Оле выросли целые улицы, на ко­торых проживают колхозники-переселенцы. В 1964 году в сельхозартель вступило 112 се­мей, и все они заселились в добротные дома. Еще 54 семьи влились в колхозную семью на следующий год. Это было серьезное подспорье хозяйству. Переселенцы, доярки Нина Рабаева, Талия Ялалетдинова, ее муж пастух Сер­гей Ялалетдинов, чабан Цыренжап Бадиев и многие другие показывали примеры в труде. Цаган-Оль стал селом интернациональным. Рука об руку, плечом к плечу преумножают богатство колхоза представители десяти на­циональностей нашей страны. Помимо ко­ренного населения бурят живут и трудятся в колхозе много русских, есть украинцы, чува­ши, татары, эвенки, башкиры, мордва.

Даши Гомбоевич ясно видел перспективы развития хозяйства.

— Волнуют меня прежде всего такие за­дачи, — говорил он. — Пора браться за внедре­ние внутрихозяйственной специализации животноводства. Скажем, на одном участ­ке сосредоточим племенную овцеферму, на другом — производство баранины, проведем специализацию и в крупном рогатом скоте. Экономическая выгода здесь будет огром­ная, только это надо лучше осуществить на практике. Мобилизовать на это наших спе­циалистов, у нас их в колхозе достаточно, с высшим и средним образованием, — мыслит вслух Даши Гомбоевич и после паузы про­должает: — Жизнь требует, чтобы мы по- настоящему взялись за улучшение лугов и пастбищ. По 15 — 20 и более центнеров сена из естественных трав можно получать с гек­тара на улучшенных лугах, а сейчас берем по 3-4 центнера.

Даши Гомбоевич скупо рассказывает о себе, а называет многих-многих животново­дов и механизаторов, чьими усилиями подня­та экономика колхоза на новую высоту. Это чабаны Бадма-Доржи Балданов, Цыржин Цыренова, опытные овцеводы Дашибалбар Аюшиев, Эрднижап Ринчинов, доярки, сестры Антонина и Екатерина Бояркины, Бальжит Батожаргалова, да разве всех перечислишь…

Но сами колхозники многое дополнили о своем председателе, характеризовали Даши Гомбоевича как умелого организатора, принципиального, но душевного человека. 57-лет- ний чабан Баир Ринчинов делает делает такое заключение:

Все цаганольцы теперь довольны тем, что у нас знающий, толковый председатель. Спасибо за это говорят. Даши Гомбоевич к любому человеку найдет подход, а это драго­ценная черта для руководителя.

Активность коммунистов, в целом всей партийной организации колхоза в решении хозяйственных вопросов, воспитании людей значительно поднялась. Цаганольцы всту­пили в соревнование за коммунистический труд и быт и в этом деле добились немалых успехов.

Даши Гомбоевичу в будущем году испол­нится сорок пять. Его отцу уже перевалило за шестьдесят. Он ветеран колхозного дви­жения в округе и еще работает председателем Гунэйского сельсовета. Мечтал Жамсаран Гомбожабон, что его сын Даши станет багша- учителем, будет просвещать детей животно­водов агинской степи.

Но грянула Великая Отечественная война и Даши Гомбоевич со второго курса Агинско­го педагогического училища ушел на фронт. А после войны так сложились обстоятельства, что Жамсаранов не продолжил учебу, около десяти лет проработал в райуполминзаде, во­семь лет председателем райисполкома.

— Учитель из меня не получился, — шутит Даши Гомбоевич.

Вот уж с этим, пожалуй, никто не со­гласится. Хорошим, настоящим учителем и добрым наставником стал Жамсаранов — та­ково мнение о нем всех, кто с ним живет и трудится рядом. Колхоз имеет около 55 тысяч овец, около трех тысяч голов крупного рога­того скота, 67 тракторов, 24 комбайна и дру­гую технику. Все это богатство обслуживают сотни тружеников, различный у них склад характера, запросы, и с каждым председатель найдет общий язык. Если потребуется, то по­журит человека, а кто заслужит, то всегда и похвалить сумеет.

И вот получено сообщение из Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР Даши Гомбоевич Жамсаранов награжден ор­деном Ленина. Многолетний труд человека высоко и заслуженно оценен.

Дата публикации: 28.06.2022
В новости