Даши-Зэгбэ Гомбоевич Жамсаранов за время работы председателем Агинского райисполкома убедился, как нелегок труд председателя колхоза. И, выезжая в хозяйства, он не портил нервы председателям колхозов по мелочам и в уме всегда прикидывал: как бы он сам поступил на их месте? И если видел явную бесхозяйственность, бесконтрольность, то уж спуску не давал.
А в феврале 1963 года Даши Гомбоевича рекомендовали председателем крупнейшего в округе колхоза «Путь Ильича». И уже через три года в Цаган-Оле произошли разительные перемены, прежде всего резко возросла продажа продуктов животноводства государству. Если в 1962 году доход колхоза составил 97 600 рублей, то в 1965 году доход вырос до полутора миллионов рублей. Были перевыполнены планы по продаже шерсти, мяса, молока. Несколько лет назад многих коров не доили, они были разбросаны по гуртам, то теперь такого не стало, были подобраны доярки и дела с производством молока поправились.
С первых шагов председательства Даши Гомбоевич стал опираться на актив, партийную организацию, советоваться с людьми по важнейшим вопросам улучшения ведения хозяйства. В передовых хозяйствах области показала свои преимущества отрядно-звеньевая система организации труда в полеводстве. Этот опыт начали перенимать и агинские хлеборобы. В Цаган-Оле подобрали хороших, знающих цену земле руководителей отрядов по возделыванию зерновых и пропашных культур. Отряды возглавили Николай Корякин, Батожаргал Митупов, Валентин Симоненко, Андрей Самсонов, Михаил Алешков.
В 1964 году цаганольские механизаторы получили в среднем с одного гектара по 9,6 центнера зерна. Колхоз в ту осень засыпал в закрома государства свыше девяти тысяч центнеров зерна. Раньше таких урожаев зерна здесь никогда не получали. Как-то вечером Даши Гомбоевич попросил специалистов задержаться в конторе. Он решил выслушать их мнение о переводе овцеводов на аккордно-премиальную оплату труда за полученную продукцию. Все согласились с доводами председателя и тут же работникам бухгалтерии было предложено подработать все расчеты, расценки.
Прогрессивная оплата труда овцеводов себя оправдала. Теперь во время стрижки каждый чабан следил за тем, чтобы на животном не оставалось ни клочка шерсти. Только за сверхплановый настриг шерсти чабанам колхоза за 1995 год было выплачено в порядке дополнительной оплаты три с половиной тысячи рублей. Заработки чабанов значительно поднялись.
Столкнулся Даши Гомбоевич и с тем, что в колхозе остро ощущалась нехватка рабочих рук. До этого большинство переселенцев долго не задерживались в Цаган-Оле. Жамсаранов же не уставал повторять:
— Создадим людям хорошие условия, и переселенцы осядут у нас. Не сделаем этого и силой их здесь не удержим.
В Цаган-Оле выросли целые улицы, на которых проживают колхозники-переселенцы. В 1964 году в сельхозартель вступило 112 семей, и все они заселились в добротные дома. Еще 54 семьи влились в колхозную семью на следующий год. Это было серьезное подспорье хозяйству. Переселенцы, доярки Нина Рабаева, Талия Ялалетдинова, ее муж пастух Сергей Ялалетдинов, чабан Цыренжап Бадиев и многие другие показывали примеры в труде. Цаган-Оль стал селом интернациональным. Рука об руку, плечом к плечу преумножают богатство колхоза представители десяти национальностей нашей страны. Помимо коренного населения бурят живут и трудятся в колхозе много русских, есть украинцы, чуваши, татары, эвенки, башкиры, мордва.
Даши Гомбоевич ясно видел перспективы развития хозяйства.
— Волнуют меня прежде всего такие задачи, — говорил он. — Пора браться за внедрение внутрихозяйственной специализации животноводства. Скажем, на одном участке сосредоточим племенную овцеферму, на другом — производство баранины, проведем специализацию и в крупном рогатом скоте. Экономическая выгода здесь будет огромная, только это надо лучше осуществить на практике. Мобилизовать на это наших специалистов, у нас их в колхозе достаточно, с высшим и средним образованием, — мыслит вслух Даши Гомбоевич и после паузы продолжает: — Жизнь требует, чтобы мы по- настоящему взялись за улучшение лугов и пастбищ. По 15 — 20 и более центнеров сена из естественных трав можно получать с гектара на улучшенных лугах, а сейчас берем по 3-4 центнера.
Даши Гомбоевич скупо рассказывает о себе, а называет многих-многих животноводов и механизаторов, чьими усилиями поднята экономика колхоза на новую высоту. Это чабаны Бадма-Доржи Балданов, Цыржин Цыренова, опытные овцеводы Дашибалбар Аюшиев, Эрднижап Ринчинов, доярки, сестры Антонина и Екатерина Бояркины, Бальжит Батожаргалова, да разве всех перечислишь…
Но сами колхозники многое дополнили о своем председателе, характеризовали Даши Гомбоевича как умелого организатора, принципиального, но душевного человека. 57-лет- ний чабан Баир Ринчинов делает делает такое заключение:
Все цаганольцы теперь довольны тем, что у нас знающий, толковый председатель. Спасибо за это говорят. Даши Гомбоевич к любому человеку найдет подход, а это драгоценная черта для руководителя.
Активность коммунистов, в целом всей партийной организации колхоза в решении хозяйственных вопросов, воспитании людей значительно поднялась. Цаганольцы вступили в соревнование за коммунистический труд и быт и в этом деле добились немалых успехов.
Даши Гомбоевичу в будущем году исполнится сорок пять. Его отцу уже перевалило за шестьдесят. Он ветеран колхозного движения в округе и еще работает председателем Гунэйского сельсовета. Мечтал Жамсаран Гомбожабон, что его сын Даши станет багша- учителем, будет просвещать детей животноводов агинской степи.
Но грянула Великая Отечественная война и Даши Гомбоевич со второго курса Агинского педагогического училища ушел на фронт. А после войны так сложились обстоятельства, что Жамсаранов не продолжил учебу, около десяти лет проработал в райуполминзаде, восемь лет председателем райисполкома.
— Учитель из меня не получился, — шутит Даши Гомбоевич.
Вот уж с этим, пожалуй, никто не согласится. Хорошим, настоящим учителем и добрым наставником стал Жамсаранов — таково мнение о нем всех, кто с ним живет и трудится рядом. Колхоз имеет около 55 тысяч овец, около трех тысяч голов крупного рогатого скота, 67 тракторов, 24 комбайна и другую технику. Все это богатство обслуживают сотни тружеников, различный у них склад характера, запросы, и с каждым председатель найдет общий язык. Если потребуется, то пожурит человека, а кто заслужит, то всегда и похвалить сумеет.
И вот получено сообщение из Москвы. Указом Президиума Верховного Совета СССР Даши Гомбоевич Жамсаранов награжден орденом Ленина. Многолетний труд человека высоко и заслуженно оценен.