Чойжил-Лхама Базарон — учитель, писа­тель, просветитель и общественный деятель

Чойжил-Лхама Базарон — учитель, писа­тель, просветитель и общественный деятель

19 июня 1957 года постановлением Военного трибунала Забайкальского военного округа за отсутствием состава пре­ступления был посмертно реабилитирован Чойжил-Лхама Базарон, арестованный 17 апреля 1937 года. 11 февраля 1959 года бюро правления Союза писателей РСФСР восстановило Ч.-Л. Базарона в рядах Союза писателей СССР. В 1937 «рас­стрельном» году Ч.-Л. Базарону было 59 лет. С 1935 года он находился на пенсии, тем не менее работал учителем Зугалайской неполной средней школы. В автобиографии он пи­сал: «Как по своему призванию, так и по желанию я являюсь школьным работником». Учителем Базарон начал работать в 1897 году, уйдя с последнего курса Иркутской учительской семинарии. Работая в Агинском училище, упорно трудился над совершенствованием педагогического мастерства.

Ч.-Л. Базарон был твердо убежден в том, что учительская работа — самое нужное дело для бурятского народа. Почти 40 лет он отдал учительскому труду: в 1897-1916 годах пре­подавал в Агинском, Табтанае, в 1905-1907 годах учительствовал в Читинской учитель­ской семинарии, в 1925-1930 годах — в шко­ле 1 ступени, в 1930-1933 годах — в Агинском педучилище, в 1935 — 1937 годах — в Зугалайской школе.

Его ученики хорошо помнят своего учителя, его добрые дела. Тобто Юндунов отмечает, что Ч.-Л. Базарон был не только учителем, но и крупным просветителем, но­сителем культуры и просвещения, умелым воспитателем и сеятелем знаний среди сво­его народа: «Часто вечерами он приходил к нам в общежитие интерната, проводил заня­тия, рассказывал интересные истории, зага­дывал загадки, а мы разгадывали, знакомил нас с народными поговорками, рассказывал улигеры. Под руководством наших учителей мы часто выезжали в соседние улусы с лек­циями, беседами и концертными программа­ми. Ч.-Л. Базарон исполнял сцены из своих же пьес». Воспоминания бывших учеников помогают представить живой образ учителя Ч.-Л. Базарона.

Ч.-Л. Базарон создал несколько учебных пособий для учащихся. В 1906 году был издан букварь с текстами для чтения под названием «Монгол-буряадай угэ. Буряадай hургуулида hypaxa узэг. Анха туруушын жэлдэ узуулхэ» («Монголо-бурятское слово. Букварь для бурятской школы. Первый год обучения»). Книжка в 50 страниц была издана в типогра­фии известного врача и просветителя Петра Бадмаева в Чите. Автор букваря являлся про­должателем традиции Ринчена Номтоева, применившего в своей «Азбуке» (1863 год) звуковую методику обучения алфавиту. В послебукварный период учащимся рекомендо­валось читать тексты. Короткие рассказы на бытовые темы, предложения и статьи были подобраны и составлены самим Ч.-Л. Базароном.

В 1917 году в типографии забайкальских кооперативов был издан букварь «Монгол- буряад узэг» («Монголо-бурятский букварь») Базарона. Этот букварь был основным посо­бием для обучения грамоте и детей, и взрос­лых вплоть до середины 20-х годов.

Как опытному педагогу и автору учеб­ников-букварей Бурят-Монгольский ученый комитет предложил Ч.-Л. Базарону заняться составлением учебников для школ. 1 ноября 1924 года он был зачислен в штат Учкома, од­нако через год вернулся к педагогическому труду. Во время работы в Буручкоме и после­дующие три-четыре года Ч.-Л. Базарон под­готовил много учебников и учебных пособий. Так, в 1924-1926 годах им были изданы книги для чтения на втором, третьем и четвертом годах обучения под названием «Улаан одон» («Красная звезда»), учебные пособия «Манай ороной ан» («Животные нашей страны»), «Халуун ороной амитан тухай» («Животные жарких стран») в 1927 году. Кроме того, опу­бликовал учебник арифметики, рассказы о детях. Ч.-Л. Базарон по призванию был писа­телем. Учебные пособия, особенно материалы для чтения, написаны им образным языком, имеют композиционно-сюжетное построе­ние, со знанием дела подобраны пословицы, поговорки, загадки и диалоги, взятые из уст­ной народной поэзии. Тексты для чтения пре­следовали цель заложить основы морального воспитания ребенка, воспитание в нем тру­долюбия, бережного отношения к животным и земле, навыков хозяйствования.

В 1899 году Ч.-Л. Базарон работал в соста­ве экспедиции Г.Н. Потанина в районе Боль­шого Хингана. Занимался сбором фольклор­ного материала, а также образцов растений и приготовлением гербариев, помогал Потани­ну в переводе названий местностей, растений и животных.

Летом 1908 года Читинское отделение Русского Географического Общества про­вело статистический учет населения и хо­зяйств агинских бурят. Руководителем был П. Д. Мурзин, в переписи принял участие и Ч.-Л. Базарон.

Когда произошла Октябрьская револю­ция, Ч.-Л. Базарон работал издателем газеты «Хамтаран худэлмэрилун угэ» («Кооператив­ное слово»), органа забайкальских кооперати­вов. В связи с созданием административных органов бурят-монголов после 1917 года его выдвигали на различные должности. В 1918- 1920 годах он был членом правления Агин­ского кооператива, в 1920-1921 годах — пред­седателем Агинского аймачного исполкома, в 1922 — 1923 годах — председателем Ононского хошуна. Однако его всегда влекла учитель­ская работа, ибо это было его истинным при­званием.

Чойжил-Лхама Базарон — учитель, писа­тель, просветитель и общественный деятель — по праву занимает видное место в ряду вы­дающихся деятелей бурят-монгольского на­рода.

 

Дата публикации: 26.10.2021
В новости